Как заменить ступицу колеса

Ступицей обеспечивает соединение двух деталей с возможностью осевого вращения относительно друг друга. Как работает ступица колеса? Рассмотрим не только устройство и принцип работы, но и процедуру замены своими руками. Также покажем на видео регулировку ступичных подшипников. Устройства подвески автомобиля

Устройство

Поскольку колесо крепится к ступице, ее предназначение состоит не только в передаче крутящего момента от приводного вала к колесному диску, но и в создании точки опоры колеса в поворотном кулаке. Вращение ступицы колеса относительно поворотного кулака становится возможным благодаря ступичному подшипнику, который воспринимает радиальные и осевые нагрузки при движении автомобиля.

Схематическое изображение устройство передней ступицы колеса.

Принцип работы, изображенного на рисунке узла, предполагает наличие только одного подшипника ступицы. В других вариантах конструкции могут использоваться два подшипника, один из которых устанавливается с внутренней стороны поворотного кулака, а второй, соответственно, с внешней.

Принцип работы

Работа ступицы колеса основывается на принципе действия подшипника качения. Благодаря расположенным внутри подшипника телам качения, внутренняя и внешняя обоймы могут свободно вращаться относительно друг друга. Сепаратор служит для удержания тел качения на траектории, сальник препятствует вымыванию смазки, попаданию внутрь грязи.

виды ступичных подшипниковСтупичные подшипники классифицируются по типу тела качения. Основные виды:

  • однорядные шариковые стандартной конструкции (на современные автомобили не устанавливаются);
  • двухрядные радиально-упорные шариковые;
  • роликовые конические;
  • двухрядные роликовые конические типа HUB.

В ступице колеса имеются резьбовые отверстия для крепления колесного диска. При монтаже цапфа («палец») ступицы входит во внутреннюю обойму ступичного подшипника. Внешнее кольцо запрессовывается внутрь поворотного кулака. Таким образом, ступица вместе с колесом беспрепятственно вращается, будучи соединенной с кулаком.

Задняя ось без ступицы

В некоторых автомобилях устройство задней оси не предполагает наличие ступицы колеса. Яркий пример – Daewoo Matiz, в котором цапфа крепится к основанию балки. Принцип работы основывается на использовании двух радиально-упорных роликовых подшипников. Соответственно, внутренняя обойма обоих подшипников одевается на ось («палец»), а наружные запрессовываются в тормозной барабан.

При таком устройстве шпильки для крепления колеса устанавливаются в барабан. Как и на всех авто со ступичными подшипниками разборного типа, степень прижатия обойм к телам качения регулируется моментом затяжки гайки либо специального болта.

Признаки неисправности

  • Гул при движении на скорости. При этом посторонний звук при повороте руля чаще всего пропадает, но возможна и обратная ситуация – гул появляется только в повороте. Изношенный ступичный можно легко определить во время комплексной проверки ходовой части автомобиля, пошатав в радиальном направлении вывешенное колесо.
  • Очень часто выходят из строя подшипники. Стоит разобрать ступичный узел и осмотреть посадочные места под обоймы.

В каких случаях нужна замена

Замена ступицы колеса требуется лишь в двух случаях:

  • повреждено посадочное место под обойму. При разборке очень часто внутренняя обойма остается на цапфе ступицы. Горе-мастера, не имея специальных съемников, разрезают обоймы болгаркой, разрубывают зубилами. Разумеется, при таких манипуляциях риск повредить ось крайне высока. Также деталь можно испортить, если силой забивать изначально перекошенный подшипник. Дефект посадочного места может образоваться, если оттягивать замену до того времени, пока подшипник не заклинит, спровоцировав проворачивание внутренней обоймы относительно цапфы;
  • производитель регламентирует лишь замену ступицы колеса в сборе. Иными словами, в каталогах запчастей ступичный подшипник отсутствует как таковой.

Как заменить своими руками

Замена переднего ступичного узла на примере Форд Фокус 2.

  1. Ослабьте колесные болты.
  2. С противоположной по диагонали стороны установите противооткатные упоры. Поддомкратьте автомобиль, после чего зафиксируйте кузов транспортного средства на упорах.
  3. Снимите тормозной суппорт. Откручивать тормозной шланг необязательно, достаточно извлечь его в месте крепления к поворотному кулаку, а сам суппорт нужно надежно привязать к стойке автомобиля.
  4. Снимите тормозной диск.
  5. Отсоедините рулевой наконечник от поворотного кулака.
  6. Открутите гайку шаровой опоры. Если детали давно не снимались, для вывода шаровой и рулевого наконечника из посадочного конуса желательно использовать съемник.
  7. Открутите болт крепления ступицы.
  8. Отверните болт крепления поворотного кулака к стойке.
  9. Извлеките датчик ABS (прикручен шурупом). Предварительно очистите посадочное место от коррозии, грязи. Корпус датчика очень хрупкий, поэтом извлекать его нужно очень аккуратно.

Как выпрессовать и запрессовать ступицу

Выпрессовать деталь можно с помощью гидравлического пресса либо наставки и молотка. В любом из случаев вам потребуется наставка, диаметр которой будет немногим меньше диаметра внешней обоймы подшипника.

Главное правило замены – запрессовывая новую ступицу на Форд Фокус 2, усилие прилагайте только к внешней обойме подшипника!

Перед заменой посадочное место в поворотном кулаке нужно очистить мелкозернистой наждачной бумагой от ржавчины и смазать моторным маслом. Следите за тем, чтобы ступица садилась без перекосов. Внешняя обойма должна дойти до упора в кулаке. После замены болт ступицы нужно смазать резьбовым герметиком. Болт на Ford Focus 2 затягивается в 2 этапа – 35 Н*м + доворот на 90º.

Замена и регулировка подшипника

Несмотря на то что мы уже подробнейшим образом рассматривали замену ступичных подшипников своими руками, предлагаем посмотреть на видео процесс сборки и разборки ступичного узла на ВАЗ 2104. Как и на многих других авто, принцип работы ступицы ВАЗ 2104 предполагает регулировку ступичного подшипника, правильно осуществить которую можно только с помощью динамометрического ключа.

Неправильный момент затяжки гайки приверед к перегреву, ускоренному износу трущихся пар, что значительно снизит ресурс ступичного узла.

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

К началу страницы