Что такое типтроник и зачем эта функция в АКПП

Производители автомобилей постоянно совершенствуют узлы и агрегаты машин, добавляя им новые функции или улучшая существующие. Многие водители задаются вопросом – типтроник: что это такое? Прочитав статью, вы получите ответ на этот вопрос, узнаете о принципах работы такого устройства, его преимуществах и недостатках.

Как работает коробка передач

Любой автомобильный двигатель эффективно работает лишь в небольшом диапазоне оборотов, близких к пику мощности. Если обороты двигателя сильно отличаются, то падает крутящий момент (мощность). Чем медленней вращается коленчатый вал двигателя, тем ниже мощность. Однако, раскручивать мотор до 4–5 тысяч оборотов в минуту, чтобы стронуть с места автомобиль – верный путь к быстрому выходу силового агрегата из строя. Для этого нужна коробка переключения передач (КПП), чтобы преобразовывать соотношение скорость/крутящий момент мотора в такое, которое больше подходит для движения автомобиля.

Коэффициент преобразования (передаточное число) зависит от типа КПП, мощности мотора и выбранной скорости. На первой скорости оно нередко достигает 4-4,5, то есть на 4-4,5 оборота коленчатого вала приходится один оборот приводного вала. На высших передачах это соотношение достигает 0,75-0,95. Дополнительное увеличение крутящего момента дает и редуктор (главная передача). Его соотношение неизменно и находится в пределах 2,5-4,5. У переднеприводных машин редуктор является неотъемлемой частью КПП, а на заднеприводных установлен отдельно.передаточные числа кпп

После достижения определенной скорости, на которой двигатель набирает обороты, немного превышающие пик мощности, необходимо переходить на следующую передачу с меньшим коэффициентом. Это немного снижает крутящий момент колес, но увеличивает скорость их вращения. Затем происходит переход на следующую скорость. Если автомобиль начал подниматься в гору или необходимо совершить резкий маневр, связанный с быстрым ускорением, необходим переход на пониженную скорость, обеспечивающую больший крутящий момент колес. В механических КПП (МКПП) это происходит вручную. В автоматических КПП (АКПП) это происходит без участия водителя.

Что влияет на коэффициент передачи

Несмотря на большое количество различных типов АКПП, существуют всего два основных способа изменения коэффициента передачи:

  • вариаторный;
  • шестереночный.

    Пример коробки вариатора

    Пример коробки вариатора

В первом изменение происходит за счет сближения торцов бобин, которые соединены между собой ремнем. Чем сильней сжимает торцы, тем больше получается диаметр бобины. Этот же принцип реализован в цепной вариаторной АКПП. Такое изменение передаточного числа обеспечивает плавность набора скорости и быструю адаптацию к любому режиму езды без всякого усложнения коробки. В шестереночных АКПП и МКПП изменение происходит благодаря соединению различных групп шестеренок ведущего и ведомого валов. Каждая группа обладает собственным коэффициентом передачи. В МКПП водитель самостоятельно переключает скорости, а в АКПП это происходит автоматически.

Что такое типтроник

Система под названием типтроник позволяет вручную переключать передачи шестереночных гидромеханических АКПП. Типтроник реализует такое же переключение скоростей, как и мотоциклетная КПП:что такое типтроник

  • нажатие на кнопку повышения передачи приводит к включению следующей скорости;
  • нажатие на кнопку снижения передачи приводит к переходу на предыдущую скорость.

Если АКПП работает в режиме пятой передачи. и водитель с помощью рычага активирует переключение скорости вниз, то вне зависимости от всех остальных условий, типтроник подключит соответствующие шестерни.

Никакого прямого воздействия на валы и шестеренки со стороны водителя не происходит. Типтроник оснащен системой защиты, которая не позволяет трогаться с места на любой передаче, кроме первой. Также эта система блокирует переключение передач, если оно представляет угрозу для АКПП.

Типтроник – плюсы и минусы

Типтроник позволяет объединить сильные стороны автоматических и механических КПП. Как и любая другая АКПП, типтроник обеспечивает автоматический выбор передач, соответствующих режиму езды. Для неопытных водителей, которые с трудом ориентируются в дорожной ситуации, эта функция будет очень полезной. Типтроник, как и АКПП, облегчает управление машиной во время городского движения, ведь водителю не приходится постоянно переключать передачи. При движении по трассе АКПП ничем не лучше МКПП, а в некоторых ситуациях автомат даже уступает механике.

АКПП выставляет передачу с учетом постоянной скорости движения, нагрузки на мотор и расхода топлива, но не может реагировать на изменение дорожной ситуации.

Когда требуется быстро обогнать движущийся впереди транспорт, автоматическая коробка не всегда успевает вовремя переключиться, в результате передаточное число оказывается недостаточным и мотор не может обеспечить нужный разгон. На автомобилях с механической КПП водитель заранее включает пониженную передачу, в результате чего двигатель придает автомобилю необходимое ускорение. Еще одно преимущество механики перед автоматами – меньший расход топлива, разница достигает 20%. Это вызвано тем, что водитель учитывает большее количество факторов, чем автомат, поэтому может точнее выбирать передачи.

Типтроник позволяет реализовать оба этих преимущества в автомобилях с автоматической КПП. При необходимости водитель сможет включить пониженную передачу и провести быстрый обгон, а также может самостоятельно выбирать передаточное число и режим работы мотора, благодаря чему снизится расход топлива.

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *