Классификация предохранителей для авто

Электрика и электроника остается той областью, в которой свободно себя чувствует наименьшее количество автомобилистов. В статье рассмотрим предохранители автомобильные, виды плавких вставок, как их правильно менять, а также основные правила подключения дополнительного оборудования.

Роль в электрической цепи

Многочисленные случаи перегорания электронной составляющей целых систем, возгорания автомобилей подтверждают тот факт, что к электричеству необходимо относиться если не с опаской, то с большой осторожностью.

Предохранитель предназначен для размыкания защищаемой цепи методом разрушения специально предусмотренной для этого токопроводящей части. Разрушение происходит при превышении номинального тока, на который рассчитан предохранитель. Номинальная сила тока плавкой вставки подбирается в соответствии с допустимой нагрузкой на защищаемую цепь, а также с учетом расчетного потребления тока электроприборами, включенными в цепь.

В случае нештатной ситуации первой обязана сгореть плавкая вставка, разомкнув при этом цепь и сохранив автомобиль от возгорания. К чрезмерному нагреву элементов цепи, что является потенциально опасной ситуацией, приводит:

  • короткое замыкание (не предусмотренное конструкцией соединение двух точек цепи, провоцирующее значительное превышение силы тока в цепи). КЗ может возникнуть вследствие нарушения изоляции токопроводящих элементов, неправильного подключения приборов. Скорее всего, вы и сами не раз сталкивались с перетиранием изоляции проводов в авто;
  • несоответствие мощности потребителя и номинальной силы тока, которая может пройти в цепи без разрушения ее составляющих. Такое сплошь и рядом встречается при неквалифицированной установке в автомобили дополнительного электрооборудования (к примеру, освещения). Мощные потребители запитываются от штатной электропроводки, которая рассчитана на куда меньшую величину тока. В итоге провода в цепи будут перегреваться, провоцируя оплавление изоляции, что приведет к КЗ и возгоранию автомобиля.

авто предохранитель

Порог срабатывания

Как вы уже могли догадаться из описания предназначения автомобильных предохранителей, суть правильного выбора предохранителя заключается в подборе уровня сопротивления плавкой части. Разрушение происходит вследствие теплового действия тока. Превышение номинального значения ведет к чрезмерному нагреву плавкой части, что провоцирует ее расплавление (перегорание) и разрыв цепи.

Номинальный ток предохранителя рассчитывается по формуле: Inom=Pmax/U, где

  • Inom – номинальная величина тока, измеряется в Амперах (А)
  • Pmax – максимальная мощность нагрузки потребителя, которая должна быть указана на приборе; измеряется в Ваттах (Вт, W)
  • U – напряжение сети, измеряется в Вольтах (V). Напомним, что напряжение питающей сети легкового авто составляет 12 V

Гораздо удобней использовать готовые таблицы, в которых указаны допуски по мощности для каждого типа предохранителя.размер предохранителя авто

Типы

Согласно классификации по типу срабатывания, в авто применяются плавкие предохранители. Существует 3 типоразмера:

  • микро;
  • мини;
  • норма;
  • макси.

Но главное разделение, разумеется, идет по величине номинальной силы тока. Для удобства пользователей за определенной величиной номинального тока закреплен цвет корпуса. Но ориентироваться только на цвет не стоит, так как производителю никто не запрещает изменить цветовую гамму своих изделий.

1А – черные 10А – красные 40А – оранжевые
2А – серые 15А – голубые 60А – голубые
3А – фиолетовые 20А – желтые 70А – коричневые
4А – розовые 25А – белые 80А – светло-желтые
5А – желто-оранжевые 30А – зеленые 100А – сиреневые
7,5А — коричневые 35А – светло-фиолетовые

Замена, защита цепей при установке доп. оборудования

предохранитель автомобильный виды

Менять штатные предохранители необходимо на изделия точно такого же номинала. Вся необходимая информация представлена в руководстве по ремонту и эксплуатации вашего авто. Если предохранитель перегорел 2-3 раза подряд, ищите неисправность в цепи. Ни в коем случае не устанавливайте плавкую вставку большего номинала. Также не следует менять электропредохранитель на «жука». Починить плавкую вставку в дороге с помощью проволоки можно, но длину и сечение проводника следует подобрать таким образом, чтобы проволока имела такой же номинальный ток, как и штатный предохранитель. Для этого в сети имеются все необходимые формулы и таблицы с готовыми переменными.

Для того чтобы понять, какой именно элемент следует менять, вам нужно просто проверить работоспособность определенной системы питания авто. Включите, например, дворники и проверьте контролькой наличие напряжения на ножках между перемычкой предохранителя, защищающего эту цепь. Также для этих целей подойдет мультиметр.

При установке дополнительных потребителей сначала рассчитайте, выдержит ли штатная проводка автомобиля возросшую нагрузку, и только потом рассчитывайте ток для установки предохранителя большего номинала. Для мощных потребителей следует прокладывать проводку отдельно, номинальный ток предохранителя должен быть в 1.5 раза больше, чем номинальный ток в цепи. Для расчета нагрузки на автомобильные провода используйте закон Ома, можете воспользоваться специальными таблицами, в которых для основных видов проводников указаны площадь поперечного сечения и допустимый ток.таблица сечения проводов

Как выбрать

Предохранители для своего авто следует покупать только от проверенных производителей. Нередки случаи, когда предохранители плохого качества расплавляли изоляцию проводов цепи, посадочное место в монтажном блоке, но сами не перегорали. Скорее всего, расплавится вставка уже в процессе горения авто. Если говорить о фирмах, хорошо зарекомендовавших себя на практике, то можно выделить предохранители AVAR и TESLA.

Если вы не уверены в качестве купленных изделий, проверьте 1-2 плавкие вставки, специально пустив через них ток, при котором они должны перегореть. Для теста вам необходимо собрать цепь с электроприбором, потребление которого больше номинальной силы тока предохранителя. Величину тока в цепи можно рассчитать по формуле: I=P/U, где

  • P – мощность потребителя;
  • U – напряжение сети.

В качестве простейшей альтернативы можете сымитировать КЗ.

Обсуждение
  • Вадим:

    Вы пишете: «Суть работы проста: при прохождении повышенного напряжения через предохранитель внутренняя металлическая основа устройства разрушается.»
    Но если быть более технически точным, то при прохождении повышенного ТОКА, а не НАПРЯЖЕНИЯ разрушается плавкая часть предохранителя.
    Исправьте, пожалуйста.

  • Александр Кевлюк:

    Спасибо! Исправили.

  • Андрей:

    «Для того чтобы подобрать подходящий элемент защиты от перенапряжения…»

    Предохранители защищают не от перенапряжения, а от замыкания. От перенапряжения автомобиль защищает исправное реле-регулятор напряжения, которое регулирует напряжение поступающее от генератора.

    Кроме того, ничего подбирать не следует для штатной проводки, нужно использовать те предохранители, которые установил завод-изготовитель. Поскольку в случае подключения доп оборудования, приведшего к перегрузки штатной цепи и частого сгорания предохранителя, замена его на больший номинал, приведет к разогреванию штатных продов, что может привести к пожару.

    Расчитывать по закону ома имеет смысл не предохранитель, а ток проходящий через цепь, а затем по формуле (уже не помню названия) нужно вычислить сечение новой проводки, которая выдержит расчетный ток с запасом в 3-4 ампера(в интернете есть готовые таблицы, по ним можно просто подобрать сечение провода), идущей от провода который выдерживает расчетный ток в сумме с токами от других потребителей, и вот при присоединении новой проводки к такому проводу следует подключить последовательно предохранитель номиналом на ток меньшим, чем выдерживает новая проводка на 1-2 А.

  • Андрей:

    По поводу вредного совета на красном фоне:
    «Для того чтобы подобрать подходящий элемент защиты от перенапряжения, вам нужно выбрать предохранитель с маркировкой, немного превышающей полученное по формуле значение.»
    Я бы переформулировал так:
    «Для того чтобы устроить пожар в машине, в случае КЗ или перегрузки проводки при халатном подключении доп оборудования, вам нужно выбрать предохранитель с маркировкой, немного превышающей полученное по формуле значение. А проще сразу купить предохранитель на 80А или вставить гвоздь.»
    В любой формулировке следование этому совету может привести к пожару или оплавлению проводки, все зависит от того, на сколько больше чем надо установят предохранитель, и что будет служить разогревающим фактором: длительная перегрузка, или же кароткое замыкание. КЗ заставит сработать предохранитель даже на 80А (гвоздь увы может выдержать 200А, поэтому не сработает) поэтому от КЗ даже на 80А предохранитель защитит, и риск повреждения проводки небольшой есть, а в случае длительной перегрузки, провода могут до красна раскалиться, а предохрпанитель так и не сработает. Например, была штатная цепь на 5 А подавался плюс на выключатель стоп-сигналов, владелец поменял заднее и лобовое стекло, и теперь стекла с подогревом, в сумме потребляют 30А водитель следуя указанному совету ставит предохранитель 40А в цепь стоп сигналов и смежные малоточные цепи. (советают же с запасом 30+5=35А следующий номинал 40А). Потом припаевает через выключатели провода от обогревателей стекл к плюсовому проводу подведенному к выключате стоп-сигналов на педале тормоза.
    В итоге провод расчитанный на 5А пропускает 30А, а при торможении 32А а предохранитель и не думает сработать, в данной ситуаци возможно нетолько оплавление изоляции, но и ее мнгновенное возгорание.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

К началу страницы