Ремень ГРМ или цепь

Чтобы лучше понять, что такое ремень ГРМ, и какие он выполняет функции в газораспределительном механизме автомобиля, нужно вспомнить общую схему устройства и работы двигателя.

Итак, мотор автомобиля, если не вдаваться в подробности, условно можно разделить на две части:

  1. Блок цилиндров, внутри которого двигаются поршни, закрепленные на коленчатом валу.
  2. Головка блока цилиндров, в которую входят клапана и распределительный вал. Их кулачки эти клапана открывают и закрывают.

ДВС

От взаимосвязанной работы этих двух механизмов зависит, как будет работать двигатель и будет ли он работать вообще. Ведь клапаны для впрыска топлива в цилиндры и выпуска отработавших газов должны открываться строго в определенные моменты. Для обеспечения синхронизации процессов и служит ремень ГРМ или цепь ГРМ (зависит от модели автомобиля).

Так как ременный привод механизма газораспределения не нуждается в смазывании, то конструктивно он располагается вне блока цилиндров и его головки. Что позволяет визуально контролировать состояние ремня ГРМ, степень его износа. Сверху привод защищен пластиковым кожухом, который легко снять при необходимости.

Конструкция ременного привода механизма газораспределения

Ременный привод включает в себя:

  1. Зубчатый шкив, который закреплен на одном из концов коленчатого вала. В некоторых моделях автомобилей его совмещают со шкивом генератора.
  2. Зубчатый шкив распределительного вала. Если распредвалов два, то и шкивов два.
  3. Натяжной ролик. Может быть установлен совместно с направляющими роликами в зависимости от модели автомобиля.
  4. Шкив насоса системы охлаждения. В случае, если водяной насос не имеет самостоятельного ременного привода.

порвался ремень ГРМ

Изготовления

С виду простая конструкция ремня имеет довольно сложную основу, ведь ремень ГРМ в ходе эксплуатации подвергается серьезным испытаниям на прочность. Поэтому при изготовлении в ремень закладывается силовой каркас, исключающий растяжение и сохраняющий продольную устойчивость к обрывам. Стекловолокно, которое используется при изготовлении ремня в качестве корда, сохраняет его поперечную гибкость. Внешняя оболочка корда изготовлена из неопренового синтетического каучука.

Зубцы, отлитые также из неопрена, привариваются к внутренней оболочке ремня. Высокая точность отлива обеспечивает плотную посадку (без зазоров) зубцов в пазы шкивов, благодаря чему работа ременного привода проходит без рывков.

Рабочий ресурс

Качественный ремень газораспределительного механизма производители рекомендуют менять после 60 тыс. км пробега. Однако какой ремень качественный, а какой нет, понять порой трудно. Поэтому лучше каждые 10-15 тыс. км пробега заглядывать под капот и проверять его состояние. Это касается и владельцев иномарок, и «счастливых» обладателей моделей отечественного автопрома.

Хотя стоит отметить тот факт, что у знаменитой Лады Приоры ремень ГРМ рассчитан на 200 тыс. км. Цифра недостижимая для многих моделей иномарок. А секрет такого фантастического ресурса довольно прост – ремень ГРМ Приоры в два раза шире обычного, а, соответственно, и прочней.

И даже если автомобиль большую часть времени стоит в гараже и эксплуатируется время от времени, ремень все равно нужно раз в несколько год менять. Так как он попросту рассыхается и трескается, а это неминуемо приведет к обрыву.

дефекты ремня ГРМ

Натяжной ролик и помпа, как возможные причины обрыва ремня ГРМ

При покупке нового ремня ГРМ в автомагазине грамотные продавцы предлагают заодно приобрести и натяжной ролик. Функция натяжного ролика определена из названия. С его помощью ременный привод после установки натягивается до нужного состояния.

Заклинивший ролик ГРМ

Заклинивший ролик

Натяжной ролик в механизме газораспределения довольно слабое звено. Он неразборный и разглядеть дефекты невозможно. Поэтому менять его лучше вместе с ремнем. А если ролик начал издавать посторонние звуки, то тянуть с заменой нельзя. Его подклинивание или разрушение станет причиной обрыва ременного привода ГРМ.

Натяжные ролики выпускаются металлическими и металлопластиковыми. Модели из металла считаются более надежными, однако если заклинит такой ролик, обрыв ремня произойдет неминуемо. Если из строя выйдет металлопластиковый ролик, то есть шанс, что под нагрузкой сломается только пластиковая вставка, но ремень при этом останется целым, а, соответственно, и двигатель не пострадает.

Если при осмотре ремня видно, что с одного края он «подъеден», то причина этого заключается в водяной помпе (насосе). В ходе эксплуатации в подшипнике помпы появляется люфт, и шкив водяного насоса начинает подъедать ременный привод, истончая его по ширине. В итоге водяная помпа становится причиной обрыва ременного привода. К тому же подъеденный ремень означает, что водяной насос нужно срочно менять. Так как его остановка грозит перегревом двигателя, последствия от которого могут быть самыми плачевными.

Чем опасен обрыв ремня ГРМ

проточки под клапана

Серьезную опасность обрыв ремня ГРМ представляет для машин, в поршнях которых не предусмотрено специальных клапанных выемок. Последствия обрыва в таком случае достаточно плачевны. Кстати говоря, большая часть современных автомобилей таких выемок не имеет.

Это значит, что при обрыве ременного привода распределительный вал головки блока цилиндров моментально остановится, а значит, перестанут двигаться клапана и часть из них останется в открытом состоянии. А вот маховик двигателя, вращаясь по инерции, будет крутить и коленчатый вал. Поршни продолжат движение навстречу открытым клапанам. Произойдет их столкновение, результатом которого будут как минимум согнутые клапана, а как максимум еще и пробитые поршни.

Если ременный привод рвется на двигателе, поршни которого имеют клапанные выемки, то грозит это только остановкой двигателя. А если такое случится в пути, то потребуется буксир или эвакуатор, так как заменить его в дороге будет очень проблематично.

Что нужно для замены

Например, для замены ремня на автомобилях ВАЗ Самара только для того чтобы подобраться к шкиву коленчатого вала нужно:

  • открутить пластиковый кожух, закрывающий ременный привод ГРМ;
  • поддомкратить автомобиль и снять правое переднее колесо;
  • открутить металлический щиток, закрывающий ремень генератора;
  • ослабить ремень генератора и снять его;
  • открутить шкив ремня генератора, так как он закрывает шкив коленвала.

А это можно будет сделать только с помощником. Так как болт, которым закручен шкив, сорвать одному будет очень трудно, потому что затянут он сильно. Поэтому для того чтобы коленвал не прокручивался, помощник должен сидеть в салоне и, включив 5 передачу, давить на педаль тормоза. Да и вороток с головкой для откручивания злополучного болта нужен довольно мощный.

Поэтому чтобы не создавать себе ненужных трудностей, необходимо всего лишь проверять периодически состояние ремня ГРМ и устранять возможные причины обрыва.

Цепь или ремень: что лучше

Наряду с ременным приводом в автомобильных механизмах газораспределения используется цепь. Так что же лучше: цепь или ремень? И почему нет единообразия в моделях.

Очевидно, что конструкция механизма газораспределения с применением цепи надежнее ременного, так как цепь выполнена из металла, а металл будет в любом случае прочнее и крепче, чем пусть и армированная, но все же резина.

Рабочий ресурс такого механизма составляет от 150 – 300 тыс. км пробега, что с ременным приводом даже в сравнение не идет. Единственное, на что следует обращать внимание каждые 70 –100 тыс. км, это на натяжение цепи, так как в ходе эксплуатации цепь немного растягивается. Величина растяжения небольшая, всего несколько миллиметров, но этого может хватить, чтобы цепь перескочила на зуб в звездочке ГРМ. А это изменит режим газораспределения вплоть до прогорания клапанов. Поэтому про своевременную диагностику цепи забывать нельзя.

Если цепь не поддается натяжению, и после замены натяжителя все равно люфт не пропадает, значит пора менять всю систему. Конечно, это будет стоить довольно дорого (порядка 10-30 тысяч в зависимости от модели машины), но сделать это будет необходимо, иначе последствия могут быть серьезными.

цепь или грм

Конечно, ременный привод дешевле во всех отношениях, но высокая стоимость обслуживания цепного ГРМ – это плата за надежность. Цепь не порвется, потому и встреча клапанов с поршнями исключается. Да и рабочий ресурс впечатляет.

Кстати, многие водители считают, что ременный механизм работает тише, чем цепь. Но это только стереотип родом из СССР, который сложился во время эксплуатации наших ВАЗов. Если две современных машины с разными приводами ГРМ поставить вместе, то определить по уровню шума, где стоит цепь, а где ременный привод, будет проблематично. Ременный вариант был разработан только для удешевления производства, а в остальном у него очевидных преимуществ перед цепью нет.

При покупке подержанного автомобиля, независимо от того, что говорит продавец, необходимо заменить: ремень ГРМ, натяжной ролик, обводной и паразитный ролики (если они предусмотрены конструкцией), а также поменять водяной насос.

Возможно, потраченные на замену деньги, сэкономят гораздо большие средства, которые придется вложить в капитальный ремонт двигателя.

Очевидно, что ремень ГРМ очень важная деталь механизма газораспределения. Обрыв ремня как минимум приведет к остановке двигателя, а как максимум к его капитальному ремонту. Поэтому, чтобы такого не произошло, нужно заранее устранять возможные причины обрыва.

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *