ЭБУ – всему голова
Для корректной работы высокотехнологичных узлов и агрегатов каждому механизму требуется электронный блок управления. В себя этот термин включает понятие системы, которая управляет всеми режимами работы механизмов.
Большинство автолюбителей имеют элементарное представление о том, что такое ЭБУ и в чем его предназначение. Микросхема с нагромождением микропроцессоров, резисторов, преобразователей и прочих элементов достаточно высокотехнологичный узел. Особенно если вы не интересуетесь миром электроники и автоматики.
Конструкция
Сложность конструкции зависит от многозадачности выполняемых функций. Чем больше приходиться обрабатывать параметров, тем высокотехнологичней устроен контроллер.
Конструкция ЭБУ предполагает наличие аппаратных модулей и программного обеспечения. Во главе аппаратной части стоит микропроцессор. Для преобразования сигналов в «понятные» ему импульсы используются аналого-цифровые преобразователи. Программное обеспечение представляет собой заданный алгоритм действий, согласно которому производится измерение входных параметров и корректировка работы подсистем. Оно включает в себя функциональный и контрольный модули. Функциональная часть ЭБУ отвечает за прием, обработку сигналов датчиков и подачу сигналов исполняющим устройствам. Контрольный модуль следит за корректностью обрабатываемых параметров. В случае отклонений, он перенастраивает система. Иными словами, отвечает за адаптацию к изменяющимся условиям.
Управление узлами и агрегатами
Для современных автомобилей электронный блок управления двигателем – это самый важный элемент обеспечения исправной работы силового агрегата. Для того чтобы добиться максимальной продуктивности двигателя, нужно предельно точно дозировать пропорцию топливно-воздушной смеси, выверять момента впрыска, а также оптимизировать работу навесного оборудования.
Первые контроллеры были установлены на инжекторные двигатели. Они управляли наполняемостью цилиндров с учетом сигналов всего нескольких датчиков (положение коленвала, количества всасываемого воздуха, положение дроссельной заслонки). Блок управления двигателем в современном автомобиле обрабатывает гораздо большее количество сигналов (положение распредвала, наличие детонации в цилиндрах температуру охлаждающей жидкости, содержание кислорода в выхлопных газах и прочие). Из-за чего возможно точно оптимизировать взаимодействие основных процессов в различных режимах работы двигателя. Контроль турбонаддува, системы рециркуляции выхлопных газов, изменения фаз газораспределения также осуществляется блоком управления.
Программное контролирование применимо не только с бензиновым двигателем, но и на дизельных ДВС.
В паре с ЭБУ мотора в автомобиле могут быть задействованы:
- модуль управления положением кузова;
- блок синхронизации элементов трансмиссии;
- модуль контроля тормозной системы;
- контроллер активации систем пассивной безопасности и прочие.
Диагностика и программирование
Такое количество отдельных систем контроля требует главного «мозгового центра». Центральный модуль синхронизации имеет доступ к отчетам изо всех отдельных центров. Кодировка и передача информации осуществляется посредством САN-шины. Благодаря этому водитель имеет возможно получить информацию о степени корректности работы узлов и агрегатов в реальном времени (контрольные уведомления на приборной панели).
Каждый ЭБУ имеет блок памяти, куда записываются ошибки в работе системы. Диагностический разъем и специальный прибор либо соответствующее компьютерное обеспечение помогут выявить причину многих неисправностей. В моделях более поздних годов выпуска такая процедура осуществляется путем замыкания определенных контактов в блоке предохранителей. Диагностика «скрепкой» показывает коды ошибок, расшифровка которых даст представление о поломке.
Каждый, кто хоть однажды задумывался об улучшении динамики своего автомобиля, знает, что такое чип-тюнинг.
Перенастроив электронный блок управления двигателем, можно получить небольшую прибавку к мощности без потерь ресурсности. Преимущество такого способа тюнинга в том, что даже самые современные системы специалист может прошить всего за несколько часов.
Причины и симптомы неисправностей
Факторы, провоцирующие выход из строя компонентов ЭБУ:
- скачки напряжение бортсети;
- механические повреждения (ДТП);
- воздействие вибраций, влаги, попадание технических жидкостей;
- неудачная перепрошивка.
Ввиду большой значимости для нормальной эксплуатации автомобилей, конструкторы уделяют должное внимание надежности рассматриваемого узла. Виной большинства поломок становятся нештатные ситуации либо неудачное месторасположение. Подобная проблема знакома владельцам Lada Kalina. Электронный блок управления двигателем в этой модели установлен под радиатором печки. Если он со временем начинает протекать, то охлаждающая жидкость попадает внутрь контроллера, нарушая работоспособность его компонентов.
Ошибки при «прошивке» также могут вывести из строя ЭБУ. Для того чтобы правильно перепрограммировать систему нужно корректно считать программное обеспечение. Если прошивка распознана неверно, новое обеспечение может «сжечь» контроллер.
К основным симптомам неисправностям ЭБУ относятся:
- троение двигателя, зависание оборотов, отсутствие стабильного холостого хода;
- прекращение подачи питания на определенные электронные приборы.
Последние признаки проявляются, когда выходят из строя только часть компонентов модуля управления.
Устранение неполадок
Если на вашем автомобиле случились подобные неприятности, контроллер можно отдать в ремонт. Без должного опыта и соответствующих знаний починить узел самостоятельно не получится. В случае неремонтопригодности, электронный блок управление следует заменить на новый.