Отличия видов климат-контроля
Что такое климат-контроль? Климат-контроль — технологичная система отопления/вентиляции внутреннего убранства. За основу создания «климата» взят кондиционер. Установка, как правило, имеет два режима:
- автоматический. Когда блок управления «климатом» самостоятельно выбирает оптимальную температуру/направление воздушных масс, ориентируясь на показания соответствующих датчиков;
- ручной. Температура воздуха выставляется самостоятельно при помощи органов управления (скорость вентилятора, направление воздуха, режим «рециркуляции»).
Принцип работы
Климат-контроль в автомобиле функционирует посредством связки кондиционер/радиатор отопителя. При помощи взаимодействия этих узлов удается поддерживать заданную температуру воздуха и осуществлять его доставку в салон.
В процессе работы «климата» участвуют вентиляционные/отопительные системы, а также система кондиционирования воздуха. Все три составляющие объединены в единый блок управления.

Схема кондиционирования салона автомобиля
При этом, каждая система состоит из нескольких узлов. Тот же кондиционер включает в себя компрессор, испаритель, ресивер, конденсатор.
Радиатор отопителя и вентилятор приточного воздуха составляют костяк отопительно-вентиляционной системы.
Климат-контроль в машине бывает:
- однозонный (стандартный);
- двухзонный (на водителя/переднего пассажира);
- трехзонный (дополнительно: на задний ряд сидений);
- четырехзонный (дополнительно: деление климатической системы заднего ряда на две зоны);
Многозонные климатические установки позволяют изменять температуру/направление воздушных потоков для каждого сидящего в салоне индивидуально. Кроме этого, «климат» может быть интеллектуальным: самостоятельно изменять температуру воздуха и скорость вращения вентилятора. Климат-контроль в автомобиле представительского класса также позволяет менять степень освещенности внутреннего убранства посредством солнцезащитных шторок.
Управление
Поддержание необходимого микроклимата салона возможно при помощи следующих узлов:
- блок управления. Посредством электроники идет обработка поступающей информации с датчиков.
Специальная программа автоматически расшифровывает приходящие данные, после чего формулируются и передаются указания на приводящие устройства;
- приводящие устройства: различные движки на электрическом приводе, заслонки;
- датчики входа.
Датчики
- Фотодиодный. Выявляет уровень внешнего освещения.
- Датчик входа (наружный). Определяет температуру воздуха за бортом и сверяет с салонной. Расположен на передней части автомобиля, за бампером.
- Датчики выхода. Идентифицируют салонную температуру воздуха.
- Датчики температуры испарителя.
- Датчик, определяющие давление (кондиционер).
- Датчики приводящих устройств.
- Датчик солнца. Крепится на ветровое стекло, на основании определения влияния солнечных лучей повышает/снижает температуру в салоне.
- Датчик определения положения солнца относительно автомобиля. Можно встретить данную функцию в машине премиум-класса. Идут в комплектации с многозонными установками. Суть устройства заключается в определении разности температуры в салоне и восстановление ее баланса.
Каждый датчик работает следующим образом: аналоговые сигналы преобразуются в цифровые, и поступают в блок управления «климатом».
Приводящие (исполнительные) элементы климатической установки:
- механические/электрические приводы;
- моторчик вентилятора.
Элементы приводятся в действие через единый блок управления, который подает соответствующие сигналы.
Дефлекторы воздушных масс
Заслонки управляют потоками воздуха и позволяют использовать климат-контроль более рационально. Виды:
- центральная. Смешивает потоки горячих/холодных воздушных масс;
- рециркулирующие. Позволяет закрыть/открыть поступление воздуха в салон из улицы. Не рекомендовано часто пользоваться режимом рециркуляции во избежание образования конденсата на испарителе, так как воздух внутри салона имеет большую влажность относительно наружного;
- вентиляция окон;
- для приточного воздуха;
- отдельные заслонки. Для пассажиров заднего ряда, а также многозонных установок.
Что предпочтительней?
Кондиционер или климат-контроль – что лучше? По сути, «климат» – это и есть кондиционер, только более функциональный. Ответ на вопрос напрашивается сам собой, но не все так просто.
Преимущества «климата»:
- возможность установки фиксированной температуры воздуха. Кондиционер может только уменьшать/повышать скорость вращения вентилятора, иными словами – просто морозить. Тогда как его оппонент позволяет как охлаждать поток воздушных масс, так и греть;
- наличие автоматического режима. Кондиционер данной функции лишен, из-за чего приходится постоянно отвлекаться на его регулировку;
- умение экономить расход топлива посредством отключения оборудования по достижении им нужной температуры. Кондиционер же работает до тех пор, пока его не отключишь вручную;
- «климат» лучше переносится человеческим организмом за счет более мягкого перехода температуры. Это возможно благодаря датчикам в салоне, которые посылают импульсы на блок управления, а тот, в свою очередь, выставляет щадящий температурный режим. Поэтому, меньше риск простудиться. Кондиционер выдает холодный воздух резко, создавая резонанс между температурой за бортом и салонной – что чревато.
Недостаток обоих систем общий – снижение мощности двигателя (порядка семи лошадей), что влияет на динамические качества автомобиля.
Климат-контроль и его близкий родственник обслуживаются одинаково – проверка систем и замена фриона осуществляются два раза в год.
Установка «климата»
Те, у кого климат-контроль в автомобиле по какой-то причине не предусмотрен (небогатая комплектация) могут установить его самостоятельно (лучше обратиться за помощью к специализированному сервису/официальному дилеру). Предусмотрен общий алгоритм действий:
- Аккуратно снять центральную консоль, перчаточный ящик с торпедо.
- Отверстие рециркуляции воздушных масс размещено под слоем звукоизоляции.
- Слить антифриз с печки, снять ее.
- Отсоединить проводку (аккумуляторная батарея).
- Разметить область рециркулирующего отверстия и вырезать его.
- Сделать отверстия для крепежей испарителя, после – подключить его.
- В металлической перегородке между моторным отсеком и салоном необходимо также сделать отверстие (со стороны водителя), но с учетом безопасности, ибо рядом проходят топливные магистрали.
- Заменить проводку вентилятора охлаждения в подкапотном пространстве специальной проводкой , которая предназначается для датчиков «климата».
- Интегрировать и подключить потолочный/вентиляционный датчики.
- Протянуть проводку (и АКБ тоже) по проделанным отверстиям.
- Подсоединить разъемы на испаритель/блок отопителя, а также разместить данные узлы в отведенные для ни ниши.
- Предварительно проверить работоспособность интегрированного оборудования.
- Установить радиатор.
- Поставить кронштейны под компрессор.
- Интегрировать проводящие фреон магистрали.
Зафиксировать компрессор, а также вентиляторы и нужные шланги.
- Установить новую дроссельную заслонку, осушитель. Провести диагностику работоспособности магистралей.
- Проверить герметичность соединений, заправить систему фреоном.
- После установки климат-контроль нуждается в контрольной проверки на функционирование датчиков и прилагающихся к нему систем. Если все работает исправно – приступать к сборке панели.
Здрасте! У мня ваз 21-04. Класный тачка, какой поставить контроль климат? А то в магазе говорят типа нет на четыверку
Здравствуйте! Действительно, ВАЗ 21-04 с завода никогда не комплектовался кондиционером. Но в интернете предостаточно отчетов о самостоятельной установке системы кондиционирования салона в ВАЗ классических моделей. Проще инсталлировать кондиционер на авто с инжекторным двигателем, но и варианты доработки карбюраторных авто также встречаются (были даже 2108 со штатным кондиционером).