Способы оформления европротокола при ДТП
В последнее время европротокол при ДТП приобретает всьо большую популярность. С чем это связано? Но прежде чем разбирать документ детально, нужно знать его определение. Европротокол трактуется в двух вариантах:
- представляет собой специальную форму Извещения ДТП, заполняющуюся участниками происшествия самостоятельно. К тому же, акт констатирует получение страховых выплат (ОСАГО) потерпевшим;
- порядок, посредством которого есть возможность оформления документации о ДТП с последующим получением страховой компенсации ОСАГО, не обращаясь к ГИБДД.
Максимальная денежная компенсация в случае оформления европротокола при аварии с 02.08.14 г составляет 50 тысяч рублей. При условии наличия у обоих участников ДТП полисов ОСАГО.
С 11.10.14 г в ПДД внесен закон, который обязывает предоставлять данные о ДТП страховой компании, а также новые стандарты к техническому средству контроля (некорректируемая регистрация информации).
Данные правила оформления европротокола применимы в пределах г.Москвы (области), Санкт-Петербурга (а также Ленинградская область). Тогда можно рассчитывать на получение компенсации, превышающей установленный лимит в 50 тысяч рублей.
Что необходимо делать на месте дорожного происшествия
Порядок действии при ДТП следующий:
- неукоснительно следовать ПДД: сразу остановить автомобиль, поставить на проезжую часть индикатор аварийной остановки. При наличии пострадавших от аварии требуется вызов скорой помощи либо оказать самостоятельно первую помощь;
- ничего не трогать и оставить все вещи (фрагменты, обломки) на своих местах. Это поспособствует установлению точной картины ДТП;
- найти потенциальных свидетелей и попросить у них контактную информацию;
- сделать несколько фото (если есть возможность) места аварии: общий фон, тормозной путь автомобилей, поврежденные детали авто и его фрагменты, пострадавшие ТС и регистрационные номера;
- быть максимально корректным по отношению к другим участникам аварии. Если давление оказывается на Вас, необходимо запереться в салоне авто и ждать приезда наряда полиции (112, 102);
- оформлять европротокол нужно при соответствии его с конкретным ДТП (об этом ниже).
Действие акта
Евро-документ действителен в следующих случаях:
- при аварии исключительно 2-х авто;
- наличие у участников ДТП ОСАГО;
- только при уроне двух машин;
- повреждения авто и обстоятельства происшествия согласованы между участниками ДТП;
- люди не пострадали.
Если происшествие отвечает указанным пунктам, разрешается самостоятельное оформление Извещения о ДТП с последующим покиданием места аварии.
Недействительность акта:
- в аварии лишь один участник (столкновение с препятствием, переворот авто и прочее);
- более двух участников происшествия;
- отсутствие полюса ОСАГО (у одного либо двух водителей);
- пострадало стороннее имущество (ограждение, транспортировавшийся груз, дорожный знак и так далее);
- тяжкий вред здоровью людей при аварии (либо гибель);
- разногласия между пострадавшими водителями относительно происшествия (повреждения, дорожные знаки и прочее).
Обязанности виновника происшествия
Виновник при составлении евро-акта должен:
- Внести данные в Извещение о ДТП (лицевая сторона) вместе с пострадавшим. После − Извещение делится на равнозначные листы (2) и раздается участникам происшествия.
- Внести данные на обратную сторону Извещения.
- В течение пяти дней доставить в свою страховую компанию (указан адрес в полисе) бланк Извещения.
- На протяжении 15 рабочих дней с момента происшествия не подвергать свой авто ремонту (утилизации) − для осмотра страховщиками нанесенного урона.
- При получении повестки от страховой компании, предоставить авто к осмотру.
Внимание! При нарушении установленных правил страховщики имеют право, опираясь на Закон, изъять у виновника денежные средства, которые возместят потерпевшей стороне при аварии.
Правила заполнения
Евро-документ рекомендовано заполнять следующим образом:
- рекомендуется заполнение посредством стандартной шариковой ручки;
- акт Извещения расписывается обоими водителями;
- оборотная сторона расписывается самостоятельно каждым участником;
- после заполнения лицевой стороны экземпляра − он разъединяется;
- обоими водителями ставятся по две подписи (лицевая сторона), и по одной − на обратной;
- разрешено внесение корректировки в данные евро-акта после его разъединения, при условии постановки подписи;
- четырнадцатый пункт европротокола требует внимательности. В этой графе (о уроне и характере повреждения ТС) необходимо точно и лаконично указать нужную информацию. Характер повреждений разрешено употреблять словами «царапина», «деформация» и прочее. Скрытый урон указывать не рекомендуется, ибо он может быть констатирован лишь экспертами;
- шестнадцатый пункт евро-документа отвечает за обстоятельства происшествия. Дополнительно к этому нужно максимально корректно отразить перестроения, маневры вашего автомобиля, принимая в расчет следующие примечания (как пример):
- стоянка не является остановкой. При остановке на светфоре (красный сигнал) нельзя помечать пункт 1, а выделить 22 пункт(стоял на запрещающий сигнал);
- при обгоне ТС со сменой полосы, отмечается 12 пункт («Менял полосу») и 13 позиция («Обгонял»).
- семнадцатый пункт отвечает за схему аварии. В нее входят названия улиц, дорога, очертания проезжей части и прочее. А также расположение автомобиля, и все что имеет отношение к ДТП;
- пятнадцатый пункт («Замечания») предназначен для внесения дополнительной информации и связан с шестнадцатым пунктом;
- в восемнадцатом пункте нужно проставить подпись − констатация данных, указанных на лицевой стороне европрокола.
После − заполняется обратная сторона евро-документа (дополнительная информация о происшествии). Если не хватит места − приложить к европротоколу сторонний лист с недостающими данными, предварительно указав на нем пометку «С приложением», а также свою личную информацию (Ф.И.О).
Важно: недостающая (неверная, неразборчивая) информация повлияет на срок выплаты компенсации. Страховщику потребуется какое-то время для поиска нужных данных. Поэтому евро-акт необходимо заполнять аккуратно и понятно.
Если второй участник происшествия отказывается ставить подпись в бланке европротокола и заполнять его совместно, необходимо вызывать на место сотрудников дорожной полиции.
Нужен ли аварийный комиссар?
Аварийный комиссар поможет составить схему происшествия грамотно и качественно, однако его присутствие необязательно. По европроколу − пострадавшие водители могут самостоятельно разрешить возникшую дорожную ситуацию. Услуги аваркома постепенно теряют свою актуальность, и со временем комиссар может быть, и вовсе, упразднен.
Составление акта по КАСКО
С 01.10.14 г. в КАСКО (ДАГО) использование европротокола стало обязательным. До этого момента услуга евро-акта была под сомнением из-за мнимой ненадежности. Страхователь сомневался в получении денежной компенсации по КАСКО от компаний. Именно недоверие в вопросе выплат тормозит развитие евро-документов.
Бесконтактные происшествия и протокол
Такого рода дорожные происшествия являются ограничением в применении евро-акта. Пример: подрезание одного автомобиля другим, как итог − подрезанная машина не справляется с управлением и врезается в столб. Прямой контакт отсутствует, поэтому происшествие называется «бесконтактным».
Европейский документ не может быть применен для подобного рода ситуации, ибо последняя требует трасологической экспертизы с подробной схемой происшествия (оформление дорожной полицией). На основании экспертизы суд выносит решение, согласно которому будет возмещена денежная сумма. Однако, Правила требуют от водителя в такой ситуации принять все меры для остановки машины, но не маневров.
Также «бесконтактным» случаем является незначительное столкновение автомобилей, в результате которого один из них повреждается об определенный предмет (препятствие). Здесь также необходимо оформлять схему с участием сотрудников автоинспекции − с целью избежания неопределенных моментов с европейским документом.
Дозволено ли виновнику оспорить подписанный акт?
Сложная дорожная ситуация может вынудить водителя поставить подпись, тем самым назначив себя виновным. Часто такое происходит по незнанию правил дорожного движения.
Так как, система европейского документа только развивается, нельзя дать однозначный ответ на данный вопрос. Хотя, поправки в Законе об ОСАГО, связанные с интеграцией европейского акта, а также разъяснения Российского Союза Автостраховщиков могут помочь решить трудную ситуацию.