Проверка аккумулятора автомобиля на работоспособность нагрузочной вилкой и другими способами

Если однажды утром, пробуя завести автомобиль, вместо жужжания стартера вы услышали раздражающие щелчки, это обозначает, что у вас сел аккумулятор. Следовательно, ваша поездка в лучшем случае отложилась на несколько часов, а в худшем — совсем сорвалась.

Чтобы не попасть в похожую ситуацию, состояние аккумулятора необходимо регулярно контролировать.

Аккумулятор

Способы проверки аккумулятора

В большинстве случаев проверить батарею можно, просто заглянув в аккумуляторный отсек под капотом. В последнее время производители все чаще оснащают свои аккумуляторы встроенными индикаторами. Индикатор — это поплавок в корпусе АКБ. В зависимости от уровня и плотности электролита он поворачивается к смотровому окошку, расположенному на крышке АКБ, стороной, окрашенной в определенный цвет:

  • зеленый — нормальный уровень заряда;
  • черный — требуется подзарядка;
  • белый — требуется замена.

Значения цветов у разных производителей могут различаться.

Не все аккумуляторы имеют встроенный индикатор заряда. Кроме того, способ дает примерную оценку, не учитывающую износ АКБ и его исправность. Можно столкнуться с ситуацией, когда еще вечером индикатор был зеленым, а утром машина не завелась, поскольку батарея разрядилась.

Диагностика аккумулятора автомобиля разными приборами будет более информативной.

Чтобы проверить состояние аккумулятора, обычно применяют следующие устройства:

  1. цифровой мультиметр;
  2. зарядное устройство (ЗУ);
  3. ареометр;
  4. нагрузочная вилка.
Индикатор заряда

Проверка заряда аккумулятора мультиметром

Цифровой мультиметр — электроизмерительный прибор общего назначения. Он может работать в режиме вольтметра, амперметра, омметра и т. д. С его помощью можно проверить напряжение и на клеммах аккумулятора.

Цифровой мультиметр

Мультиметры популярны по причине своей невысокой цены и широких возможностей. Поэтому проверка аккумулятора при помощи этого прибора является самым распространенным способом. Она состоит в измерении напряжения разомкнутой цепи. Другими словами, аккумулятор во время проверки необходимо отключить от электрической сети автомобиля.

Использовать этот способ при работающем двигателе, чтобы проверить износ аккумулятора, не рекомендуется. Такая проверка не будет иметь большого смысла, поскольку в цепи будет работать еще одно устройство — генератор. От других приборов энергопотребления также зависит, какое напряжение будет в бортовой сети. Из-за этого результаты измерений не будут иметь прямого отношения к собственно аккумулятору.

Для проверки к мультиметру подключаем идущие в комплекте с ним провода-щупы: черный к разъему COM, красный к разъему VΩmA. Затем устанавливаем переключатель в положение для измерения постоянного напряжения с пределом измерения 20 В.

Щупы мультиметра подключаем к клеммам АКБ параллельно: черный к минусовой, красный к плюсовой. Измерив напряжение, делаем следующие выводы:

  • 12,7 V и более — АКБ заряжен на 100%;
  • 12,2 V — степень заряда 50%, шансы завести мотор есть;
  • 12,0 V и менее — разряженный АКБ, вероятно, вы не сможете завести автомобиль.

Недостаток этого способа в том, что он позволяет проверить текущий заряд аккумулятора, но не дает информации о способности последнего держать заряд длительное время или работать под нагрузкой.

Диагностику мультиметром не рекомендуется проводить сразу после поездки. Если вы заряжали АКБ дома, то лучше всего проверить напряжение сразу после зарядки и дополнительно проконтролировать его через несколько часов.

Измерения Вольтаж мультиметром

Диагностика при помощи ЗУ

Проверить состояние аккумулятора зарядным устройством можно, если ЗУ имеет функцию контроля заряда АКБ или встроенный вольтметр. Во время проверки ЗУ не должно быть подключено к сети.

Провода зарядного устройства подключаем к клеммам аккумулятора аналогично тому, как и в случае с мультиметром. Если ЗУ имеет функцию контроля АКБ, то контролируем заряд по индикатору (чаще всего, это зеленый светодиод). 

В ряде устройств есть специальная кнопка активации режима контроля. Подробнее о том, как работает функция контроля, читайте в инструкции к вашему ЗУ. Если же функции контроля в ЗУ нет, но есть вольтметр, ориентируйтесь на его показания.

Критерии заряженности — те же, что и при проверке емкости аккумулятора мультиметром.

ЗУ

Проверка состояния аккумулятора по уровню и плотности электролита

Для проверки состояния обслуживаемых батарей существует еще один способ. Для него нам потребуется ареометр (прибор для измерения плотности жидкости).

Уровень электролита во всех банках заряженного аккумулятора должен быть одинаковым, примерно на 1 см выше верхнего уровня пластин, а плотность электролита при различных температурах должна находиться в пределах от 1,27 (при +20 °C) до 1,31 (при -10 °C).

Специальных приборов для оценки уровня электролита нет. Используем подручные средства, например, небольшую прозрачную трубку длиной от 10 см и диаметром до 1 см.

Для оценки уровня электролита делаем следующее:

  • Откручиваем пробки.
  • Опускаем трубку в отверстие, пока она не упрется в пластину.
  • Закрываем верхний конец трубки пальцем, поднимаем.
  • Длину жидкости, оставшейся в трубке, измеряем. Это и есть уровень электролита.
  • Если уровень менее 1 см, доливаем дистиллированную воду.

Плотность электролита измеряется специальным прибором — ареометром:

  • Собираем прибор по инструкции.
  • Откручиваем пробки.
  • При помощи груши всасываем часть электролита из АКБ в ареометр.
  • Фиксируем показания по шкале.

Способ не дает нам возможности проверить напряжение на клеммах аккумулятора автомобиля. Тем не менее он дает достаточно полное представление о состоянии батареи и в среде автомобилистов довольно популярен.

Ареометр

Проверка нагрузочной вилкой

Наиболее полное представление о состоянии аккумулятора дает диагностика нагрузочной вилкой.

Что такое нагрузочная вилка и для чего она предназначена

Описанные способы имеют один существенный недостаток. С их помощью невозможно проверить износ АКБ.

В отличие от мультиметра и зарядного устройства, нагрузочная вилка — специализированный прибор. Диагностика АКБ автомобиля — это ее единственная и основная функция.

Основная особенность вилки — способность тестировать батарею в различных режимах работы — под нагрузкой и без нее. Поэтому, используя вилку, вы получите максимум информации о состоянии аккумулятора:

  • уровень заряда;
  • время сохранения заряда;
  • наличие или отсутствие неисправных пластин;
  • степень сульфатации;
  • изношенность батареи, ее остаточный ресурс.
Нагрузочная вилка

Виды нагрузочных вилок

Конструкция нагрузочной вилки довольно проста и в минимальном варианте включает в себя следующие обязательные элементы:

  1. вольтметр;
  2. нагрузочный резистор (спираль);
  3. минусовой провод с зажимом «крокодил»;
  4. плюсовой щуп (может быть на проводе).

Чтобы понять, какая вилка нужна именно вам, определите аккумуляторы, которые вы собираетесь тестировать.

Определяющих параметров немного: номинальное напряжение АКБ и его емкость.

Вилки могут быть рассчитаны как на различное напряжение, так и на комбинированное 6V/12V/24V. В этом случае конкретное значение пользователь может выбирать самостоятельно.

В зависимости от модели вилка имеет в составе одну или две нагрузочных спирали, которые можно подключить как вместе, так и по отдельности. Для тестирования батарей емкостью до 100 А·ч используется одна спираль. При подключении двух спиралей вилкой можно проверить исправность аккумуляторов емкостью до 240 А·ч.

Отдельные модели оборудуются дополнительно амперметром. При этом значительно расширяются возможности вилки по измерению различных характеристик цепи. Такие вилки чаще всего используются на станциях техобслуживания, для проверки аккумулятора в домашних условиях эту вилку покупать необязательно.

Электронная нагрузочная вилка

Как пользоваться нагрузочной вилкой

Нагрузочные вилки для проверки аккумуляторов можно приобрести за сравнительно небольшие деньги в любом магазине автозапчастей. Однако встретить ее в руках обычного водителя удается нечасто. Скорее всего, это следствие сложившегося стереотипа сложности ее использования. На самом деле, все достаточно просто. Ниже покажем, как правильно проверить аккумулятор нагрузочной вилкой.

Проверка АКБ выполняется в три этапа:

  1. подготовка батареи;
  2. тестирование без нагрузки;
  3. тестирование под нагрузкой.

Подготовка аккумулятора

Прежде чем начать тестирование батареи, нужно совершить определенную подготовку:

  • Между последней поездкой и проверкой должно пройти не менее семи часов.
  • Аккумулятор необходимо отключить от электросети автомобиля. Снимать АКБ с автомобиля необязательно.
  • Рекомендуемая температура аккумулятора +20 °C. Если на улице холоднее, АКБ все-таки придется снять с автомобиля, занести домой и прогреть.
  • У обслуживаемых аккумуляторов открутить пробки, проверить уровень электролита. Если нужно — долить дистиллированную воду, закрутить пробки.
Уровень электролита

Тестирование без нагрузки

Сначала нужно определить уровень заряда АКБ. Для этого нагрузочную вилку подключаем к клеммам АКБ в режиме измерения напряжения, без нагрузки. Алгоритм тестирования следующий:

  • Минусовой провод вилки подключаем к минусовой клемме, плюсовой провод или щуп — к плюсовой клемме.
  • Проводим измерение.

Принимаем во внимание, что могут потребоваться дополнительные действия по отключению нагрузочной спирали вилки. Подробнее об этом можно прочитать в инструкции.

АКБ считается готовым к тестированию под нагрузкой, если напряжение на его клеммах составляет не менее 12,6 V. Во всех остальных случаях потребуется подзарядка перед вторым этапом тестирования.

Тестирование под нагрузкой

Тестирование под нагрузкой проводится только для полностью заряженного АКБ.

Смысл тестирования под нагрузкой состоит в том, что при помощи резистора (спирали) в цепи создается нагрузка, сравнимая с той, которую создает стартер в момент запуска двигателя. Таким способом имитируются работа батареи в реальных условиях.

Действуем следующим образом:

  • Подключаем нагрузку, следуя инструкции к вашей вилке (в зависимости от емкости АКБ и модели вилки может потребоваться подключение двух нагрузок).
  • Минусовой провод вилки подключаем к минусовой клемме батареи.
  • Плюсовым щупом касаемся плюсовой клеммы АКБ и удерживаем в таком положении 5 секунд.
  • Фиксируем показания прибора.

Аккумулятор считается исправным, если под нагрузкой напряжение на его клеммах составляет более 9 V.

Напряжение АКБ под нагрузкой таблица

Что делать, если АКБ не держит нагрузку

В момент подключения нагрузки в цепь «вилка — аккумулятор» напряжение исправного АКБ резко падает и сразу начинает подниматься. В течение некоторого времени после проверки параметры исправного АКБ должны полностью восстановиться.

Если напряжение под нагрузкой падает ниже 9 V, либо в течение 10 минут после отключения нагрузки не восстанавливается до уровня 12,5–12,7 V, такой аккумулятор считается неисправным. Скорее всего, имеет место замыкание пластин внутри корпуса. Нужно планировать замену батареи.

Как самому сделать нагрузочную вилку для аккумулятора

Принципиальная схема нагрузочной вилки предельно проста. Ниже на рисунке представлена схема приборов с одной и двумя спиралями соответственно:

Поэтому находится немало желающих собрать вилку самостоятельно в домашних условиях из старого вольтметра и куска ржавой проволоки в качестве нагрузки. Однако, прежде чем собирать похожее устройство, поразмышляйте над тем, что в момент подключения нагрузки по цепи протекают достаточно большие токи. Это может быть небезопасно, если цепь собрана «на коленках». Кроме того, для расчета номинала нагрузки и последующего ее изготовления из подручных материалов все-таки необходимо обладать определенными знаниями.

Между тем цены на нагрузочные вилки в магазинах начинаются от тысячи рублей и менее. Купить намного проще и безопаснее.

Схема нагрузочной вилки
Схема нагрузочной вилки

Проверка нового аккумулятора

Все, что было написано ранее, касалось того, как проверить уже находящийся в работе аккумулятор.

Для проверки нового АКБ используются те же способы. Разве что рамки для измерений устанавливаются более жесткие:

  1. Напряжение на клеммах при разомкнутой цепи (НРЦ) должно находиться в пределах 12,7–12,8 V.
  2. Напряжение под нагрузкой не должно падать ниже 10,5 V.

Продление срока службы аккумулятора

В заключение несколько советов тем, кто хочет увеличить срок службы своего аккумулятора.

  1. Регулярный осмотр и чистка поверхности АКБ и клемм помогут предупредить появление окислов, коррозии, которые заметно снижают способность аккумулятора проводить ток.
  2. Регулярный контроль уровня электролита и его плотности помогут предотвратить оголение, последующее окисление и разрушение пластин (для обслуживаемых батарей).
  3. Аккумулятор определенно не рекомендуется держать в разряженном состоянии, поскольку при этом ускоряется процесс разрушения пластин. При редких поездках АКБ необходимо регулярно подзаряжать. При длительном простое не рекомендуется держать аккумулятор в машине, его необходимо снять, зарядить и хранить отдельно.

Удачи на дорогах!

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

К началу страницы
Adblock
detector