Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей — необходимые инструменты, порядок затяжки и особенности
Моменты затяжки разных видов резьбовых соединений — это та степень усилия, с которой затягиваются элементы разъемного соединения, в частности, гайка и болт. При недостаточном показателе момента затяжки велика вероятность постепенного самопроизвольного свинчивания под воздействием вибрационных нагрузок. При чрезмерном затягивании может произойти разрушение стержня болта или срыв резьбового соединения. Чтобы избежать развития таких негативных сценариев, важно точно определять этот показатель.
Момент затяжки резьбовых соединений: таблица
При помощи резьбовых соединений осуществляется фиксация большинства деталей и узлов автомобильного транспорта. Все они несут на себе не только механическую, но и вибрационную нагрузку. Поэтому, затягивая любой вид резьбового соединения, уместно сохранить нужную степень затяжки, не превышая ее и не ослабляя чрезмерно.
Установленное значение пробной нагрузки при затягивании резьбовых соединений, которое исключает срыв резьбы, составляет около 85-90% от предела текучести. Фактически этот показатель является максимальным усилием на растяжение, которое одновременно обеспечивает надежное соединение без допущения свинчивания и не приводит к пластической деформации стержня болта или шпильки с резьбовой частью.
Когда выполняется затяжка колес, ГБЦ, шкива распределительного вала и прочих деталей и узлов, ориентируются на табличные значения, которые получены расчетным путем с учетом таких параметров:
- сплава, из которого выполняются элементы резьбового разъемного соединения, а также от того, какие материалы используются при выполнении такого типа соединения;
- класса прочности болта;
- применяется смазка при свинчивании деталей или нет;
- наличия антикоррозийного покрытия;
- шага резьбы: крупный, мелкий;
- диаметра отверстия и цилиндрической части, на которой нанесена резьба, — фактического резьбового диаметра.
Если приводить ряд табличных примеров таких показателей моментов затяжки болтового или шпилечного резьбового соединения, то они могут быть выражены следующими таблицами.
Важно обратить внимание, что в таблице даны как кгс*м, так и Н*м, что является идентичными единицами измерения.
Необходимые инструменты
Чтобы добиться тех параметров момента затяжки, которые подходят для безопасной эксплуатации, требуется использовать соответствующие инструменты:
- аналоговый динамометрический ключ;
- цифровой динамометрический ключ.
Оба эти инструмента показывают то усилие, с которым происходит затягивание гайки на болте. При выполнении этого действия стоит учитывать ту погрешность, которую дает прибор. В противном случае можно не достигнуть необходимых показателей.
Примерные значения для легковых автомобилей
Далее представим отдельные примеры момента затягивания болтовых соединений для разных узловых частей легкового автомобиля Лада Приора, сведенные в табличной форме.
Узел или деталь автомобиля | Размер резьбы | Момент затяжки Н*м (Ньютон * метр) |
Болтовое соединение при крепеже головки цилиндра | М12 с шагом резьбы 1,25 | 85,7–90 |
Момент затяжки для коренных и шатунных видов вкладышей | М10 с шагом резьбы 1,25 | 68,3–84,4 |
Момент корректной затяжки для болтов шатуна для 16 клапанной версии | М9 с шагом резьбы 1 | 43,3–53,5 |
Болтовое соединение маховика | М10 при шаге резьбы 1,25 | 60,9–87,4 |
Для болтового соединения поддона картера | М14 | 58,8–88,3 |
На передней подвеске при креплении опоры к кузову | М8 | 19,7-24,3 |
Такими же будут моменты затяжки шатунов, ГБЦ, подшипников и ряда других узлов и деталей на аналогичных моделях машин марки Lada: ВАЗ-2106, ВАЗ-2107, ВАЗ-2109, ВАЗ-2108, ВАЗ-2110, ВАЗ-21083 и др. Более точная информация представлена в справочных таблицах.
Справочная таблица для ВАЗ-2107:
Момент затяжки резьбовых соединений ВАЗ-2112:
Примерные значения для грузовых автомобилей и автобусов
Вот некоторые примеры моментов затяжки резьбовых соединений для грузовых машин или автобусов.
Примеры моментов затяжки резьбовых соединений для КамАЗ-740.
Из этой таблицы можно использовать численные значения, чтобы точно установить момент затяжки ГБЦ КамАЗа, его корзины сцепления, распредвалов и прочих элементов авто.
Порядок затяжки
Чтобы затяжка шатунных видов болтов, элементов двигателя, клапана или любого другого узла или детали была выполнена правильно, требуется соблюдать установленную технологию. Это минимизирует риски срыва резьбы или недостаточной герметичности.
Соблюдая технологию, необходимо выполнить следующие этапы:
- Подготовительный — разбирается крепежное соединение, устраняется грязь и коррозионные отложения.
- Предварительный — производят легкое без усилий навинчивание гайки на болт или конец шпильки. Если одна деталь соединяется сразу несколькими крепежными элементами, важно реализовать равномерную и постепенную затяжку для исключения перекосов. Профессионально необходимо закручивать резьбовые соединения, располагающиеся на противоположных концах, или действовать через один или два болта (шпильку).
- Окончательный — резьбовые элементы (гайка-болт или гайка-шпилька) затягиваются до указанных табличных величин при помощи динамометрического ключа. Именно этот инструмент позволяет исключить превышение рекомендуемого параметра или недотягивание до нужного значения.
Что такое подшипники скольжения, их виды и роль в работе ДВС
Подшипники скольжения служат опорой деталям типа вал, которые передают нагрузку другим элементам узла. Разновидности:
- Радиальные — они передают силы, действующие в радиальном направлении (перпендикулярные оси цапфы).
- Упорные. Их основная функция — воспринимать и передавать силы, которые действуют параллельно оси цапфы.
- Радиально-упорные. Это та разновидность подшипников, которая воспринимает и радиальные, и параллельные силы по отношению к оси цапфы.
Виды, размеры и роль вкладышей коленвала
Двигатель является многокомпонентным механизмом, содержащим большое количество деталей. Если оценивать роль вкладышей коленвала, то они служат как подшипники скольжения, создавая необходимый момент вращения на коленчатом валу. В ВАЗ они защищают некоторые элементы, не допуская преждевременного износа сопрягающихся деталей.
По своим конструктивным особенностям они бывают:
- Коренные. Контактируют с той частью коленчатого вала, где она проходит через двигатель внутреннего сгорания.
- Шатунные. Чаще всего располагаются на шейке вала.
Размер вкладышей определяется стандартом. Отдельные типоразмеры содержатся в таблице.
Признаки износа коренных и шатунных вкладышей
Усилие, с которым необходимо затягивать шатуны, влияет на степень износа деталей, входящих в этот узел. Шейка коленчатого вала изнашивается гораздо быстрее, чем вкладыши этой части, хотя ее твердость больше.
Причиной износа является способность вкладышей накапливать мелкие твердые частицы, которые вместе с масляным смазочным составом попадают в зазор. Это приводит к процарапыванию шейки коленвала.
Из-за возникновения такого свойства требуется вовремя менять вкладыши. Но здесь требуется правильно определить время, когда необходимо выполнить это действие. Поспособствовать в этом сможет замер зазора. Можно ориентироваться на следующие цифры:
- в шатунных подшипниках зазор не может быть выше 0,1 мм;
- в коренных этот параметр не должен превышать 0,15 мм.
Общая рекомендация: менять вкладыши в тот момент, когда производится капитальный ремонт двигателя.
Измерение зазора между вкладышем и коленвалом
Определить зазор между вкладышами и коленвалом можно двумя основными способами:
- С использованием микрометра. Желательно, чтобы измерительный прибор имел точность до 0,001 мм.
- С использованием специальной калиброванной проволоки из пластика:
- необходимо сначала очистить рабочие поверхности вкладышей и шеек коленчатого вала;
- осуществить укладку куска проволоки между проверяемыми элементами;
- установить шатун вместе с крышкой или крышку коренного подшипника — здесь все зависит от того, у какой шейки осуществляется проверка;
- далее завинчиваем резьбовые соединения и определяем нужный момент затяжки болтового шатуна, например, для автомобилей ВАЗ этот показатель соответствует 51 Н*м, для остальных моделей требуется использовать руководство для получения нужного показателя;
- после совершения этого действия узел опять разбирается, достается проволока, она сплющивается после такого воздействия, вынимается и измеряется по шкале, прилагается вместе с комплектом.
Как и с каким усилием производится затяжка коренных и шатунных вкладышей
Следует учитывать, что моменты затяжки для этих элементов также определяются маркой и классом автомобиля. Например, для Лады Priora этот показатель составит:
- для коренного вкладыша интервал от 68,31 до 84,38 Н*м;
- для шатунного подшипника – от 43,3 до 53,5 Н*м.
Таблица усилий затяжки и классы прочности для метрических болтов
Когда отсутствуют руководство или возможность установить необходимый момент затяжки болтов для конкретных случаев (например, при фиксации колесного распредвала, маховика, ступицы, клапанной крышки или каких-либо других узлов авто, включая ГБЦ ВАЗа), можно использовать стандартную таблицу моментов затяжки болтового соединения. В этом случае ориентируются на тип нарезанной резьбы — метрической, дюймовой, упорной или какого-либо другого типа, а также на размер номинального диаметра.
Несколько примеров моментов затяжки представлены в таблице.
Диаметр резьбы | Моменты затяжки резьбы в зависимости от диаметра и класса прочности | ||
Класс прочности | |||
3,6 | 4,6 | 5,6 | |
М16 | 59,9 | 79,9 | 99,8 |
М18 | 82,5 | 110 | 138 |
М20 | 117 | 156 | 195 |
М22 | 158 | 211 | 264 |
М24 | 202 | 270 | 237 |
На эти показатели можно ориентироваться, определяя момент затяжки болтов ГБЦ.
Таблица усилий затяжки и классы прочности для дюймовых болтов
В ситуации, когда ориентиром служат показатели затяжки для резьбовых соединений, относящихся к дюймовой разновидности, допускается использовать такую таблицу стандартных показателей. Она пригодится в том случае, когда необходимо определить момент затяжки болтов ГБЦ или других узлов авто, произведенных за границей, где действуют соответствующие стандарты и единицы измерения. Например, на двигателе G4FC автомобиля марки KIA присутствует метрическая резьба, а у Cadillac, Buick и ряда других — дюймовая.