Как не ошибиться в выборе грязевой резины
То, что грязевая резина предназначена для любителей неизведанных дорог, понятно уже по названию. А тот факт, что проходимость автомобиля, его скорость, управляемость и безопасность водителя напрямую зависят от качества шин, формы и рисунка их протектора – является неоспоримым. Что же представляет собой грязевая резина для внедорожников и почему она выделена в отдельный класс?
Чтобы понять, чем грязевые шины отличается от любых других типов, нужно разобраться, какие вообще существуют виды покрышек.
Классификация шин
В целом всю «обувь» для автомобилей классифицируют по трем параметрам:
- по рисунку беговой дорожки;
- по типу дорожного полотна, для которого предназначаются шины;
- по эксплуатационному сезону.
В свою очередь, рисунок беговой дорожки делится на следующие типы:
- Направленный. Направление рисунка протектора совпадает с направлением вращения колес. В какую сторону должна вращаться такая покрышка при движении вперед, обозначено стрелками на ее боковой поверхности.
- Симметричный. Рисунок протектора на внутренней стороне шины идентичен рисунку на внешней, направление вращения колес для данного типа шин роли не играет.
- Асимметричный. На таких покрышках рисунок протектора справа и слева отличается друг от друга.
По типу дорожного полотна шины для авто делятся следующим образом:
- Дорожные (шоссейные). Такая резина предназначена для твердых покрытий (асфальт, бетон) и имеет маркировку «НТ».
- Универсальные обладают довольно крупным рисунком протектора. Это позволяет их использовать и на шоссе, и на грунтовой дороге; имеют маркировку «АТ».
- Грязевые предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья. Поэтому в такой резине расстояние между шипами протектора увеличено. Кроме того, он снабжен грунтозацепами. Грязевые покрышки имеют маркировку «М/Т». (Mud Terrain).
По эксплуатационному сезону шины бывают следующих типов: зимние, летние и всесезонные. Вот тут стоит отметить, что так называемая «всесезонная» резина не лучший вариант для эксплуатации как зимой, так и летом. В ходе тестирования такого типа покрышек было установлено, что производителям совместить зимний и летний вариант так и не удалось. Протектор работает одинаково плохо и зимой, и летом. Поэтому пытаясь сэкономить на сезонной замене покрышек и устанавливая «всесезонку», водитель сильно рискует попасть в аварийную ситуацию.
Грязевая резина выделена в отдельный вид. Это обусловлено в первую очередь самой структурой протектора, который позволяет использовать автомобиль в условиях ограниченной проходимости. Но бездорожье тоже бывает разным: грязь, болота, песок, гравий. Если один вид грязевой резины хорошо себя показывает во время преодоления грязевых ванн, то это не значит, что на песке он поведет себя также.
Как не ошибиться с выбором грязевой резины
Перед приобретением грязевых шин для внедорожников обязательно нужно учитывать, по какому виду грунтов придется передвигаться, и уже относительно этого расставлять приоритеты в выборе.
Если основной вид местности покрыт болотами или песками, то жесткая резина тут не годится. Покрышка должна быть мягкой, чтобы пятно контакта шины с грунтом было большим. В этом случае колеса не будут вязнуть. Такая «обувь» для внедорожников поможет машине хорошо себя чувствовать на зыбком покрытии, обеспечив максимальное сцепление с покрытием.
Если местность покрыта твердым грунтом, гравием или камнями, шины для внедорожников должны быть жесткими. В этом случае они будут служить буфером между дисками колес и плохой дорогой, предотвращая возможные повреждения.
Другим критерием правильного выбора грязевой резины для внедорожников является ее протектор. Можно даже сказать, что его роль первична. Протектор с рисунком «елочка» сохраняет свое лидерство уже на протяжении долгого времени. Именно такой рисунок считается оптимальным, так как он обеспечивает максимальную устойчивость машины и надежность в управлении. Кроме того, «елочка» легко самоочищается. В подтверждение этому можно вспомнить рисунок протекторов популярных на наших сельхоз полях колесных тракторов «Беларусь» или «Кировец». Они, благодаря своим колесам, способны проехать там, где на первый взгляд это в принципе невозможно.
https://youtube.com/watch?v=bHjRKFqpapk
Диаметр шин при выборе грязевой резины для внедорожников
Профессионалы среди покорителей бездорожья с пренебрежением относятся к шинам, диаметр которых составляет меньше 32 дюймов. Но даже такая «детская» по их меркам резина подходит далеко не всем внедорожникам. К примеру, на Suzuki Samurai и Escudo, которые многие считают покорителями offroad, даже 30-е колеса входят только после лифта (увеличения клиренса). Также желательна установка расширителей арок. Тридцать первые – это тот максимум, который можно вместить в их арки. Так что, обладая стандартным внедорожником, не всегда есть возможность установить на него желаемые «тракторные» шины. К тому же нужно знать, что принятые дюймовые обозначения внешнего диаметра и ширины покрышки не всегда соответствуют истине. А настоящие габариты могут отличаться от заявленных вплоть до 1 дюйма (как правило, в сторону уменьшения, но бывает и наоборот). Поэтому перед покупкой покрышек следует поинтересоваться у продавца о реальном размере выбранных шин.
Также нужно запомнить, что грязевые шины – это товар летний! Всесезонность, о которой говорят некоторые источники – это не более чем миф. Зимой такая резина не тормозит и не держит машину в боковом направлении. В этот период должен использоваться только второй, негрязевой комплект («липучка» или шипы).
Производители грязевой резины
Bridgestone выпускает грязевую резину, которая довольно популярна у владельцев внедорожников. При сравнительно небольшой цене шины показывают довольно хорошие показатели сцепления с дорогой. И все же эти покрышки скорей предназначены для любителей внедорожников, которые не участвуют в экстремальных заездах. Профи такую резину не выберут.
- Cooper Discoverer. По мнению многих любителей внедорожного драйва, такие шины вполне соответствуют своему назначению. Протектор имеет углубления, препятствующие налипанию грязи, и обладает хорошими показателями сцепления с грунтом. Стоимость таких шин несколько выше предыдущих.
- BFGoodrich Mud Terrain до определенного времени считался лидером среди грязевых покрышек. Но конкуренты постепенно оттеснили «Гудрича» с первых позиций. Однако шины не стали от этого хуже. К тому же многие выбирают именно эту резину, так как при сравнительно невысокой стоимости гарантируется хорошее качество.
- Yokohama Geolandar – резина, которую высоко оценивают и любители, и профессионалы. Отличные характеристики, высокое качество и такая же цена. Большинство владельцев внедорожников считают, что эта резина лучшая среди грязевых шин.
- Kumho Road Venture. Для offroad, по мнению профессионалов, резина слабовата, однако и цена не особо высокая. Для эффектного внешнего вида и езды по проселочным дорогам – вполне подойдет.
Как ведет себя грязевая резина на асфальте
Тому, что грязевую резину производители категорически не рекомендуют использовать на городских улицах покрытых асфальтом, есть ряд весомых причин:
- на мокром асфальте значительно увеличивается тормозной путь автомобиля;
- так как резина имеет высокий профиль, то при входе в поворот происходит ее «подламывание», что затрудняет управление автомобилем;
- движение сопровождается шумом уже при скорости в 80 км/ч.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что грязевую резину для внедорожников нужно использовать только по назначению, для городских условий она не годится. Участникам offroad лучше приобретать резину с «именем». Помните, что экстрим экономии не терпит. Зимой грязевые покрышки использовать нельзя – они предназначены только для лета, в холод такая резина дубеет.