Почему двигатель ест масло

Множество владельцев автомобилей рано или поздно встречаются с сильным увеличением расхода масла. Об этом говорят – двигатель жрет масло. Причины этого явления различны. Из статьи вы узнаете, почему возрастает расход масла, как установить причины и не довести дело до капиталки (капитального ремонта мотора).

Куда исчезает масло в исправном моторе

Машина с исправным мотором (новая или после капиталки) съедает масло в небольших количествах – 20-40 грамм на тысячу километров пробега. Когда машина работает в тяжелых условиях (частые разгоны или движение в гору, езда на высоте свыше 2 тысяч метров),то расход масла в двигателе возрастает до 100-200 грамм на 1000 километров. Если же двигатель жрет масло стаканами и литрами, значит, с ним что-то точно не в порядке. Основная причина расхода масла: испарение из-за высокой температуры.

Нарушение угла опережения зажигания или впрыска топлива (дизельные моторы), а также изменение состава топливовоздушной смеси приводят к росту температуры в камерах сгорания, детонации и другим негативным последствиям. Все это влияет на расход масла и может привести к необходимости крупного ремонта или капиталки.

Почему возрастает расход масла

Чтобы разобраться, почему двигатель начал кушать масло, необходимо понимать, какие факторы приводят к перерасходу смазки и как влияют на состояние двигателя. Расход масла увеличивают:

Течь сальника коленвала

Течь сальника коленвала

  • перегрев мотора;
  • использование несоответствующего по вязкости масла;
  • износ маслосъемных колпачков и колец;
  • неисправность клапана или каналов системы вентиляции картерных газов;
  • плохая затяжка, усыхание, растрескивание или износ прокладок, сальников и манжет;
  • пробой или прогорание прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ).

Последствия перегрева двигателя

Перегрев мотора приводит к повреждению маслосъемных колпачков и появлению задиров на стенках цилиндров. Если перегрев был незначительным и недолгим (охлаждающая жидкость не закипела), то в большинстве случаев мотор переносит 1-2 таких перегрева без последствий. После слабых, но частых перегревов колпачки хуже обжимают клапан и часть масла попадает во впускной коллектор. Если же мотор закипел, необходимо отогнать машину для проведения ремонта, иначе не избежать капиталки.

Использование масла несоответствующего по вязкости

Колпачки, сальники и манжеты также портятся из-за добавления в масло неправильно подобранных присадок. Почему это происходит, читайте в статье «Присадки в масло для двигателя«. Двигатели, разработанные в 60-80 годах ХХ века, рассчитаны на работу с вязким минеральным маслом, поэтому использование жидкой синтетики приведет протечкам. Кроме того, мотор, спроектированный под минеральное масло, дымит, если в него залить жидкую синтетику. Более современные моторы изначально спроектированы под синтетику, поэтому заливка минерального масла приведет к ухудшению смазки, появлению задиров на поверхности цилиндров и колец, попаданию большого количества масла в камеру сгорания и ремонта через 50-100 тысяч километров пробега. То же самое происходит и при использовании соответствующего типа масла, но неподходящей вязкости.вязкость масла

Износ маслосъемных колпачков и колец

Если колпачки или кольца изношены/повреждены, то масло попадает в камеру сгорания. Причины износа этих деталей описаны ниже:

  • 43000000большой пробег;
  • перегрев двигателя;
  • неправильный тип или вязкость масла;
  • неправильный подбор присадок;
  • превышение оборотов;
  • частая работа мотора в режиме максимальной мощности;
  • холодный пуск.

Процедура ремонта в таком случае будет состоять из замены маслосъемных колпачков.

Неисправность клапана или каналов системы вентиляции картерных газов

Продукты сгорания топлива прорываются между поршневыми кольцами и стенками цилиндров, повышая давление в картере. Если клапан PVC неисправен, давление становится слишком большим и продавливает сальники и уплотнители. Течь остается, даже если произведена замена масла. Не все, у кого есть машина, понимают, почему исправность этой системы влияет на расход масла и не уделяют внимания ее проверке, что нужно делать во время каждой диагностики. В результате клапан выходит из строя, после чего каналы забиваются отложениями, но мотор не дымит и не теряет в мощности.

Плохая затяжка, усыхание, растрескивание или износ прокладок, сальников и манжет

течь сальников

Причина подтеков — перекошенный сальник

Болты, которые крепят накладные детали двигателя, необходимо периодически подтягивать. Ведь прокладки со временем или под влиянием высоких температур и неправильно подобранных присадок, усыхают или сжимаются. То же самое происходит с сальниками и манжетами. В результате возникают утечки масла.

Пробой или прогорание прокладки ГБЦ

При работе двигателя на режимах, близких к максимальным и превышении температуры, возможен пробой или прогорание прокладки. Это повреждение сложно диагностировать, если оно затрагивает только масляные каналы ГБЦ. В этом случае симптомы сходны с теми, которые появляются после повреждения колпачков или колец – то есть мотор сильно или слабо дымит. Чтобы избежать капиталки, необходимо заменить пробитую или прогоревшую прокладку не позже чем через 10 тысяч километров.

Как определить причину повышенного расхода масла

Определение причины повышенного расхода масла происходит в четыре этапа:

  1. Определение цвета выхлопа;
  2. Поиск утечек;
  3. Проверка системы вентиляции картерных газов;
  4. Снятие ГБЦ и проверка состояния прокладки.

Определение цвета выхлопа

Эту операцию необходимо делать вдвоем. Один нажимая на педаль газа или привод/ручку дроссельной заслонки/ТНВД, поднимает обороты двигателя до 2-3 тысяч. Второй смотрит – дымит ли мотор. На дизельных двигателях во время резкого нажатия на педаль газа может появляться черный дым, который исчезает после понижения оборотов двигателя. цвет дыма при повышенном расходе маслаСерый или сизый дым, усиливающийся по мере роста оборотов мотора, говорит о попадании масла в цилиндры через колпачки, кольца или пробитую прокладку, поэтому нужна их замена. Если выхлоп бесцветный, колпачки, кольца и прокладка в порядке.

Поиск утечек

Машина с сильными утечками оставляет на асфальте масляные пятна и требует срочного ремонта. Слабые утечки проявляются лишь при работе мотора под нагрузкой, поэтому следов на земле от них не остается. На поверхности полностью исправного мотора не должно быть следов масла. Если обнаружили жирное мокрое или влажное пятно, то в этом месте утечка. Для уточнения необходимо завести мотор и оставить работать на холостых, чтобы прогрелся до рабочей температуры, после чего еще раз осмотреть вызывающее подозрение место.

Чтобы избежать отравления угарным газом, это необходимо делать вне гаража, на открытом воздухе.

Если оно не стало мокрей, необходимо плавно, в течение минуты, поднимать обороты до максимальных и внимательно наблюдать за подозрительным местом. Если и это не помогло обнаружить утечку, придется проехать на автомобиле 10-20 километров, время от времени резко ускоряясь. В таком режиме давление в камере сгорания гораздо выше, чем обычно, поэтому и количество газов, прорвавшихся в картер, заметно больше. Если после такой проверки подозрительное место намокло сильней – проблема в неисправности системы вентиляции картерных газов и плохой затяжке или повреждении прокладки.

Проверка системы вентиляции картерных газов

Для этого откручивают хомуты крепления и снимают клапан PCV, после чего продувают губами или компрессором. Если он исправен, то воздух будет проходить только в одну сторону с небольшим усилием. После этого нужно снять и продуть все шланги, затем проверить патрубки. Возможно, один из них забит грязью или отложениями.

Проверка состояния прокладки

Эту операцию выполняют после обнаружения сизого дыма в выхлопе. На исправной прокладке нет никаких повреждений – прогаров, трещин, разрывов. Даже если прокладка без повреждений, необходима ее замена новой. Если прокладка со следами повреждений, необходимо проверить нижнюю плоскость ГБЦ на изгиб. Возможно, в результате перегрева мотора ее повело.

Обсуждение
  • Ян:

    Спасибо за статью! У меня как раз около 100 мл на тысячу съедает 🙁

  • дмитрий:

    Здравствуйте! Такая проблема: при езде по городу масло ест примерно 1л. На 1000 км. На трассе при отпускании педали газа не снимая со скорости сильный запах масла и залил недавно 4л. На 1000км. Пока доехал до москвы. Потери мощности вроде не наблюдается. В чем может быть причина?

  • Андрей:

    Здравствуйте, прочитал вашу статью, про клапан картерных газов не знал. Мне недавно откапиталили двигатель с расточкой блока, шкода октавиа 1,6 МПИ, был расход масла мастер сказал что был эллипс в цилиндре. После капиталки расход не пропал разобрал двигатель второй раз поменял МСК и кольца, с учетом того, что при капиталке было все новое. После второй переборки расход масла на пропал, разобрал третий раз, все проверил, перемерил цилиндры, все отлично. Вчера сказал, что где стоит датчик картерных газов, все патрубки внутри в масле. Надо проверить этот датчик.

  • Иван:

    двигатель не дымит, нет потери мощности течь масла отсутствует, расход масла 1л на 1000 км. авто лада гранта 1.6 87л.с. Подскажите пожалуйста в чем может быть неисправность

  • Евгений:

    Здравствуйте! Прочитал Вашу статью, сложилось мнение, что Вы очень неплохо разбираетесь в вопросе, поэтому хочу спросить Вашего мнения
    Ситуация: Мазда 6 (2014года) 2 литра, весь срок гарантии обслуживалась у официалов, но кончилась гарантия и пришло время искать более доступные варианты обслуживания, выбрал вариант закупки оригинальных запчастей в Existе и замена в ближайшем к дому сервисе.
    На 60000 замена масла 5W30 мазда фильтр тоже мазда, при следующей замене на 70000 выясняется, что слили с двигателя только 1.5 литра (заливалось 4,3литра) + плюс ко всему со слов мастеров выглядело масло не очень (густое и темное), но без стружки. До этого уровень масла не менялся в принципе, по этой причине я в этот раз уровень и не контролировал постоянно.
    Как я предполагаю Exist мне продал левое масло, да собственно и Бог им судья.
    Вопрос в том , что мне сейчас делать дабы избежать дальнейших дорогостоящих поломок, промывать, вскрывать или еще что-то?
    Машина не дымит, двигатель сейчас работает ровно, расход за то время что я проехал (километров 300) не замечен, главное мое опасение что фатальным могло быть:
    1 низкий уровень
    2 зачет как я предполагаю некорректной вязкости забивка тонких каналов которые есть в двигателях скайэктив
    Что думаете?

    • Александр Кевлюк:

      Здравствуйте! Низкий уровень может привести к масляному голоданию, из-за которого, в первую очередь, страдают подшипники скольжения распределительного и коленчатого валов. Каналы забиваются нагаром, шлаковыми и коксовыми отложениями, которые появляются в случае поддельного масла или несоблюдения сервисных интервалов. Вязкость масла влияет на давление в системе, что для двигателей Skyactive, ввиду установки фазовращателей, имеет крайне большое значение. Для собственного успокоения рекомендуем снять поддон, чтобы проверить состояние сеточки маслоприемника и вымыть из него все отложения. Также нелишним будет механически замерить давление в системе смазки. Точно установить факт масляного голодания и определить его последствия можно только после разборки и дефектовки, что в вашем случае пока-что нецелесообразно.

  • Сергей:

    Здравствуйте. Может ли расходовать масло из-за езды на низких оборотах ( учебный автомобиль). Пол уровня за 5000 пробега.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *