Свечи для газа – будет ли эффект

Установка газобаллонного оборудования (ГБО) снижает затраты на топливо, но серьезно меняет режим работы двигателя. Многие водители, установившие на свой автомобиль ГБО, задаются вопросом – нужны ли какие-то особые свечи для газа, и если нужны, то какие именно? Прочитав статью, вы узнаете, как и почему меняется режим работы мотора, какие процессы происходят в камере сгорания и как влияют на них свечи зажигания. Это поможет вам выбрать такие свечи, которые заставят двигатель работать лучше и не снизят его ресурс.

Что происходит в цилиндрах

Силовой агрегат автомобиля работает на топливовоздушной смеси, в которой соотношение горючего и воздуха колеблется от 1:13 до 1:20. Чтобы придать машине сильное ускорение, приходится переобогащать смесь. Во время равномерного движения по прямой двигатель работает на максимально обедненной смеси. Эти операции выполняют инжектор или карбюратор.

Изменение соотношения топлива/воздуха меняет основные характеристики смеси:

  • чувствительность к искре;
  • склонность к детонации;
  • скорость и температуру горения;
  • количество выхлопных газов.

На скорость сгорания топлива, а также количество выделенной энергии влияют:

  • проверка искрыкомпрессия;
  • состав топливовоздушной смеси;
  • температура двигателя;
  • режим работы силового агрегата;
  • напряжение зажигания;
  • угол опережения зажигания (УОЗ);
  • зазор между электродами свечи;
  • калильное число свечи.

Как сгорает топливо

Сгорание топлива в холодном двигателе происходит иначе, чем в горячем. Топливовоздушная смесь в холодном силовом агрегате разгорается медленно, поэтому необходимо переобогащать ее, ведь искра зажигания, пробивающая зазор между электродами, оказывается слишком слабой. Даже инжектор не может качественно распылить топливо в холодной камере сгорания, поэтому часть горючего оседает на стенках поршня и цилиндров. Поэтому в режиме холодного двигателя многое зависит от интенсивности искры, которую определяют напряжение, форма электродов и зазор.

Постоянное нахождение свечи в зоне высоких температур приводит к такому нагреву электродов, что вызывает калильное зажигание. В этом случае смесь воспламеняется не от искры, которая пробивает зазор между электродами, а от контакта с раскаленной свечой.

многоэлектродная свечаПоэтому для высокотемпературных моторов, работающих с огромной нагрузкой, необходимо использовать свечи с высоким калильным числом, которые эффективно отдают тепло головке блока цилиндров (ГБЦ), поэтому названы холодными. Для двигателей (карбюратор и инжектор), работающих под небольшой нагрузкой, используют теплые свечи, с небольшим калильным числом. Они быстрей нагреваются до рабочей температуры (700–800 градусов) и обеспечивают эффективный розжиг топливовоздушной смеси в холодном моторе. Если калильное число слишком велико, то она не нагревается до рабочей температуры, в результате чего на электродах появляется нагар, еще больше усугубляющий ситуацию.

Чем выше октановое число бензина, тем лучше он переносит сжатие в цилиндрах (стойкость к детонации). Поэтому для моторов со степенью сжатия свыше 9,5 необходимо использовать бензин с октановым числом не менее 95. Такое сочетание позволяет мотору выдавать максимальную мощность. Чем выше октановое число, тем больше температура и энергия, которые выделяются в процессе сгорания, что, в свою очередь, влияет на работу свечи.детонация Поэтому использование в моторах со степенью сжатия свыше 9,5 горячих свечей приведет к сильному падению мощности из-за калильного зажигания. К тому же в результате недостаточного сжатия, зазор свечей и тарелки клапанов начинает покрывать нагар, ухудшающий работу двигателя. Вопреки общепринятому мнению, нагар на свечах и клапанах образуется не только из-за неправильно выставленного УОЗ или переобогащенной смеси, но также от недостаточной степени сжатия или падении компрессии.

Чем отличаются бензин и газ

Вот основные отличия бензина от сжиженного природного газа (СПГ):

  • октановое число: бензин 95–98, газ 105–115;
  • температура кипения: бензин от 33 градусов, СПГ минус 42 градуса;
  • степень сжатия мотора: бензин 9,0–10,0 газ 10,5–12.

По своим характеристикам газ (пропан и бутан) сильно отличается от бензина. Высокое октановое число не позволяет просто подключить ГБО к мотору, рассчитанному на работу с бензином 80 или 92, ведь такое топливо быстро выведет двигатель из строя. Если степень сжатия сильно не соответствует топливу, то температура и скорость сгорания топлива изменяются. Кроме того, инжектор распыляет пропан более эффективно, чем бензин. Высокое октановое число требует увеличения степени сжатия как минимум до 10,5, в противном случае в режиме большой мощности мотор будет работать с перегревом.

При работе на СПГ нагар на клапанах и свечах не образуется, даже если степень сжатия недостаточна, что является серьезным преимуществом газа.

Известен случай, когда к исправной Газели с мотором ЗМЗ 406 инжектор подключили ГБО (пропан), даже не отрегулировав зажигание. Через 40 тысяч километров из-за сильного перегрева прогорел один из клапанов ГБЦ. Также известен случай, когда откапиталенный карбюраторный ЗМЗ-402 под 92 (и не инжектор, а карбюратор), установленный на старую Волгу, проработал на газу до следующего ремонта 250 тысяч километров. Потому что водитель внимательно отнесся к подготовке мотора. Повысил степень сжатия, прошлифовав ГБЦ, выставил правильное зажигание и установил максимально холодные свечи.

последствия детонации

Последствия детонации

Нужны ли особые свечи для СПГ

Многие автомобилисты приходят в магазин с запросом – мне нужны особые свечи под газ на инжектор и не понимают, что никто не выпускает такую продукцию. Свечи делят не по марке или типу топлива, а по калильному числу. Если у вас мотор под 98 бензин, на клапанах не образуется нагар, компрессия в норме, вы ездите без экстремальных нагрузок, то вам не нужны никакие особые свечи. Достаточно использовать наиболее холодные из рекомендованных в мануале. Если же вы используете средние свечи (калильное число от 11 до 17), то необходимо проверять их один раз в 2–3 месяца, но не позже чем через 10 тысяч километров. Необходимо контролировать, не появился ли нагар, соответствует ли зазор заданному значению. Это поможет определить, подходят ли они для двигателя и режима езды, или нужно поставить более холодные свечи.таблица калильного числа свечей зажигания

Если вы собираетесь быстро ездить, но степень сжатия мотора ниже 11, то необходимо ставить максимально холодные из доступных свечей. Желательно подобрать калильное число не ниже 23 и проверять зазор, нагар каждые 2-3 тысячи километров. Если же вы полностью перешли на СПГ и не собираетесь ездить на бензине, то нагар на свече не появляется, а немного изменившийся зазор между электродами не угрожает мотору. Если двигатель со степенью сжатия свыше 9,5 постоянно работает на СПГ, то не возникает большей части тех проблем, которые ждут моторы, потребляющие бензин и газ. Ведь слишком холодную свечу покрывает нагар, а на слишком горячей от температуры меняется зазор. Все это негативно влияет на работу мотора.

Если вы заботитесь о своем бензиновом двигателе и решили перевести его на газ/бензин, обратитесь к шлифовщику, чтобы он обработал ГБЦ для увеличения степени сжатия, после чего отрегулируйте УОЗ. В этом случае установка холодных свечей даст максимальный эффект. Если же этого не сделать, то никакие специальные свечи зажигания для газа не смогут сохранить ресурс мотора.

Вывод

Теперь вы знаете, какой тип свечей лучше подходит для газа, а также знакомы с теми мероприятиями, которые продлят срок службы мотора. Следуя рекомендациям этой статьи, вы избежите снижения ресурса мотора и продлите его пробег.

Обсуждение
  • Алексей:

    Здравствуйте. ГБО 4 поколения не переключит двигатель на газ пока ряд факторов не достигнет определённых значений. В моём случае один из факторов температура ОЖ должна достигнуть 40 градусов. До этого двигатель работает на бензине. В разное время года, время прогрева до 40 градусов варьирует от 5 минут до 30 минут. Исходя из этого можно сказать что автомобиль работает как на бензине так и на газе. Так ккое калильное число выбрать? Что то среднее? например 22. Но большее время автомобиль всё же работает на газе. Например дальняя поездка, Я проезжаю 500 км на газе, а дальше нет газовых заправок, приходится ехать на бензине километров 300. Так какие же всё таки свечи выбрать т.е. калильное число.

    • Александр Кевлюк:

      Здравствуйте. Для лютых морозов предпочтительней будут «горячие» свечи. В случае с дальними поездками на газу (особенно летом) калильное число 22 будет вполне приемлемым. Учтите, что есть зависимость от типа ДВС. «Горячая» для объемного, заряженного V8 свеча может оказаться «холодной» в случае со скромным, гражданским мотором.

  • Алексей.:

    У меня лачетти, двигатель 1.4 , степень сжатия 9,5, для работы на СПГ необходимо 10,5. Двигатель 1.4 слабоват для такого автомобиля, значит он работает постоянно с высокой нагрузкой. Установлено ГБО 4 поколения.
    Вопрос: Сильно ли влияет недостаток степени сжатия в 1 единицу на ресурс моего двигателя?

  • Сунгат:

    Здраствуйте, на митсубиси Монтеро спорт 3 л. 2001 г.в ГБО 4 поколения. Пахнет газом с выхлопной, какии свечи посоветуите?

    • Самат:

      Меняйте свечи по чаще, тем самым покупайте более дешёвые. У меня на фокусе стояли оригинальные, пахло газом. Поменял по старости свечей денсо всеровно пахло. Сделал диагностику нигде газ не пускает. Затем поставил нжк тоже пахло но из за чего менял не помню поставил российские бош запах пропал. Последний раз когда менял помню на изоляторе в низу был нагар желто коричневый. Значит они пускали смесь из цилиндра. При случаи с бензом не заметно так как бенз не воняет как газ. Пропан сам не пахнет а запах добавляют по ГОСТу.

      • Александр:

        Через завальцовку изолятора свечей проходит газ??? )))
        Ты бы взорвался давно и взлетел на луну!!!
        Как Америкосовкие космонавты )))
        Газом воняет когда переобогащённая смесь, т.е. жрёт много (большой расход).

    • Александр Кевлюк:

      Здравствуйте! Рекомендуем использовать наиболее холодные свечи из тех, что рекомендованы заводом-изготовителем. Учтите, что причиной неполного сгорания смеси могут быть не только свечи зажигания, но и неправильная регулировка газобаллонного оборудования.

  • Александр:

    10 лет езжу на газу, всегда ставил повышенный зазор в свечах (1-1.1) и не жаловался (накатал много сотен тысяч километров на разных а/м)_.
    Недавно начал задаваться вопросом зазоров свечей.
    Начитавшись, уменьшил зазор до 0.9 — двигатель стал работать ровней при резком газе (без провалов и рывков), но при разгоне динамика уменьшилась, по ощущения в 2 раза (на перекрёстке не стартонёшь и не проскочишь).
    Завтра увеличу обратно и посмотрю.
    P.S. Всегда предпочитал бюджетный вариант BRISK LR17YS

  • Александр:

    Мне интересно, на мотор 2uz V8 4,7 л со степень сжатия 9,6 какие все таки свечи предпочтительнец

  • Боб Харченко:

    Зазор на свечах нужно ставить меньше, потому что газ имеет большее электрическое сопротивление и воспламеняется хуже.

  • Иван:

    1,5 chery 16 клапанник , заводской зазор 0.8, свечи поставил ik20 зазор 1.1 — машина едет прилично хорошо и мотор крутится легко, работает очень тихо… проехал 100000 , начала 1 свеча в мороз отказывать, при повторном запуске двигателя все нормально … думаю заменить свечи но вот думаю с меньшим зазором взять…

  • Власов Алексей:

    Автор не понимает разницы между СПГ и СНГ. В начале статьи указан СПГ с расшифровкой (сжиженный природный газ), и тут же расшифровка как пропан-бутановая смесь, хотя это разные газы. Автор, вы где учились? СПГ — метан! Применяется в автомобилях, как правило, в сжатом состоянии. СНГ — сжиженный нефтяной газ (пропан-бутановая) смесь. Свойства газов разные, особенно в зимних условиях. Что можно понять для себя из данной статьи?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *